«Театр и отличается от жизни тем, что в нем есть смысл»

На Малой сцене Театра драмы Карелии состоялась премьера спектакля «Земля Эльзы». Пьесу молодого российского драматурга Ярославы Пулинович поставил режиссер из Петербурга Александр Насенков. Он рассказал «Республике», что такое подлинная театральная жизнь.

Александр Насенков. Режиссер спектакля "Земля Эльзы". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Пьеса Ярославы Пулинович — светлая история немолодых Ромео и Джульетты, встретивших друг друга в обычной российской деревне, в конце жизни, полной лишений и скорби.

Во время интервью режиссер Александр Насенков признался, что выбор пьесы – это всегда решение нескольких вопросов:

— Есть ряд причин, по которым пьесу «Земля Эльзы» нужно было взять. Сразу сталкиваешься с вопросами: в каком виде будешь ставить, что театру выгодно, что невыгодно, где, на какой сцене ставить, кого из артистов можно занять, и многими другими в этом же роде. Эти вопросы я называю административными, они влекут за собой выбор той или иной пьесы. Это реалии репертуарного театра. Пьеса «Земля Эльзы» как раз решала ряд таких вопросов. Вторая сторона – это те смыслы, которые заложены в выбранном материале. Но озвучивать эти смыслы в разговоре нашем я бы не хотел. Не хотел бы навязывать свое мнение зрителю. На мой взгляд, зритель должен приходить и даже не догадываться, что режиссер там придумал, он должен встречать мысли режиссера на сцене и делать свои выводы.

Александр Насенков. Режиссер спектакля "Земля Эльзы". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Александр Насенков оканчивает Институт сценических искусств (бывшая Академия) на Моховой в Петербурге. Специальность — режиссер. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Действие пьесы происходит в сибирской деревне. Это произведение о чувствах людей, которые уже немолоды. По мнению режиссера, отсюда и начинаются все проблемы.

— По общим понятиям, им нельзя испытывать каких-то чувств, жизнь в таком возрасте надо доживать, — рассуждает режиссер. — А тут оказывается, что любви все возрасты покорны. Любви, которая несет в себе не плотские забавы, а заботу, тепло, внимание, покой.

Фрагмент спектакля "земля Эльзы". Режиссер Александр Насенков. Фото: Игорь Подгорный

Фрагмент спектакля «Земля Эльзы». Режиссер Александр Насенков. Фото: Игорь Подгорный

По мнению режиссера, именно такой любви, которая есть самое ценное, что человек может дать другому человеку. Любви, которая для этих людей — возможность справится с одиночеством, в котором мы все пребываем в этом мире.

— У молодых людей больше возможностей для самореализации, поиска себя. Но вот переступив определенную возрастную черту, говорить о свободе выбора и новой жизни как-то не принято в нашем обществе, — добавляет режиссер.

На вопрос о том, как создатель спектакля работает с текстом, Александр ответил:

— На самом деле сложно написать для театра идеальный текст. В нашем случае в начале работы с текстом я решал те самые административные вопросы. Но в процессе понял, что литературный текст – драма, как она написана, подразумевает ее прочтение, но не игру. Я столкнулся с тем, что в процессе работы над спектаклем текст пьесы может быть сокращен без потерь для моего замысла, но за счет этого сокращения открывается огромное пространство для игры актеров. Многие смыслы могут быть выражены без слов или с минимумом их. В этом случае актер не сможет спрятаться за словами, а сценическое действие становится плотнее, уровень напряжения в спектакле намного выше, но при условии если актеры подготовлены, а режиссер внимателен к своему замыслу.

В главных ролях премьерного спектакля заняты заслуженная артистка Карелии Галина Москалева и заслуженный артист России, народный артист Карелии Владимир Мойковский – двое из тех, кого называют основателями «Творческой мастерской».

Фрагмент спектакля "земля Эльзы". Режиссер Александр Насенков. Фото: Игорь Подгорный

Фрагмент спектакля «земля Эльзы». Режиссер Александр Насенков. Фото: Игорь Подгорный

— Работать с артистом в принципе непросто. Что касается нашей ситуации, то мы пережили разные моменты во время репетиций. Наша театральная система подразумевает, что я приезжаю в чужой монастырь со своими правилами. У каждого свой опыт, и порой мы просто смотрим на одни и те же вещи по-разному. Иногда я бываю убедительным, и артисты идут за мной, иногда я соглашаюсь с артистами, признаюсь, что был неправ. Их опыт становится частью моего опыта и наоборот. В нашей театральной системе процесс репетиций — это и процесс налаживания связей с артистами, процесс нахождения общего языка и взаимопонимания. У нас это получилось. Я этому очень рад.

Над своей дипломной работой «Земля Эльзы» Александр трудился вместе с художником Алиной Яковлевой. Спектакль идет на недавно открытой и еще не вполне обустроенной Малой сцене «Творческой мастерской», поэтому режиссеру и художнику пришлось поработать над решением технических вопросов.

Александр Насенков. Режиссер спектакля "Земля Эльзы". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Александр Насенков. Режиссер спектакля «Земля Эльзы». Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Пространство в спектакле несет свою мысль. Декорации — это не украшательство. Иногда играют спектакли вообще без декораций — и не потому, что нет средств, а потому, что в этом тоже есть смысл. Мы поработали с художником так, чтобы пространство работало на нас, а не мы на него. Оно, мешая своими техническими невозможностями, помогло нам решить художественные задачи. Об этом трудно рассказывать, нужно просто посмотреть.

С некоторыми актерами, занятыми в «Земле Эльзы», режиссер уже был знаком после работы в спектакле «Творческой мастерской» «Сказка о мертвой царевне», где он выступил как автор пластических этюдов.

Александр Насенков относится к тем постановщикам, которые уверены, что артисты в театре должны уметь все: петь, танцевать, владеть своим телом, работать с голосом.

— Сейчас театр возвращается к своим изначальным принципам. Раньше в театре не разделяли функции актеров: он пел, танцевал, общался со зрителем, вел диалог с партнером. Сейчас это начинает возвращаться, но, к сожалению, часто просто формально. И это уже другая крайность. А вот в сказке мне было любопытно поработать с этими реалиями нашей театральной системы и найти органику и баланс между жёсткой внешней формой и внутренней игрой артиста. В принципе театр – это вообще очень интересно и занимаясь этим, я понимаю себя и мир.

Также Александр Насенков является соавтором и участником спектаклей в Oditheater в Дании. С коллегами из разных стран и под руководством артистов и режиссеров известного Европейского театра он создавал спектакль, в котором был и режиссером, и актером. Современный театр позволяет не разграничивать эти две профессии. И главное, что он там оценил, – это то, что никто не боится ошибиться.

Александр Насенков. Режиссер спектакля "Земля Эльзы". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Александр Насенков. Режиссер спектакля «Земля Эльзы». Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Этот театр по-настоящему живет настоящей театральной жизнью, когда нет стремления заключить себя в рамки репертуара, зрительских предпочтений, а есть стремление к постоянному процессу. Однажды я увидел там работу над спектаклем, который они уже репетируют три года. Это не значит, что нет спектакля. Постановка идет, но из раза в раз спектакль может меняться вплоть до изменения сюжета. Я был рад этой жажде постоянного процесса: создать спектакль, где не было бы рутины, которая возникает неизбежно в репертуарном театре. Ведь от этой рутины страдают все. И это, на мой взгляд, и ведет к омертвению многих театров. Odintheater живет очень активно, туда приезжают разные артисты и режиссеры со всего мира, проходят мастер-классы, в пространстве театра готовятся постановки, где совместно работают несколько театральных коллективов. И главное — не в разговоре, а на сцене постоянно происходит обмен культурными, театральными ценностями. Руководитель театра высоко оценил нашу работу. И пригласил в другой проект. Мне нравится там то, что никто не боится ошибок, театр может заблуждаться. Это понимают и зрители, и режиссёры, и актеры, а потому верят друг другу. Театр и отличается от жизни тем, что в нем есть смысл.