Виено Кеттунен: если бы не Виола Мальми, никто бы не вспомнил про фольклорные танцы

Актриса Национального театра Карелии помнит Мальми как щедрого человека и требовательного руководителя, без которого исчез бы карельский танцевальный фольклор.

Виола Мальми много лет собирала по деревням танцы, которые уже начали забываться и скоро бы совсем ушли в небытие. Еще она создала почти два десятка фольклорных коллективов и написала полдюжины книг. С артистами фольклорного театра «Карельская горница» она научила горожан отмечать Масленицу и Рождество, показала, как ставят спектакли на 300 человек. Ее воспитанники до сих пор называют ее своей «фольклорной мамой».

Виено Кеттунен. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Виено Кеттунен. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

— Виола Мальми за жизнь успела сделать так много, что можно памятник ставить, — говорит Виено Кеттунен, актриса Национального театра Карелии. – Она очень дотошно собирала фольклорные танцы, ездила к бабушкам, которые их помнили. До мелочей у них всё выспрашивала: а какой тут поворот, а с какой ноги идти? И она была единственной, кто этим занимался: если бы не Виола, никто бы уже не вспомнил эту культуру.

А ведь ее в этом деле очень мало поддерживали. И ей каждый раз приходилось доказывать, что ее экспедиции нужны, что книги о карельских танцах и играх должны быть изданы. Зато теперь хотя бы по книгам мы можем узнать, а как оно было раньше.

Виола была и актрисой, и режиссером: например, очень здорово поставила массовые сцены в спектакле по «Калевале», который играли в нашем театре. Это были сцены боев, у мужчин были длинные жерди, и надо было организовать всё так, чтобы никто никого не задел. Я смотрела и думала: как она все это придумала? Этот спектакль мы играли 12 лет и не изменили ни одного движения, поставленного Виолой.

Когда организовали карельский народный хор Oma pajo и понадобилось научить певцов двигаться на сцене, в первую очередь вспомнили про Виолу. С ней хор впервые задвигался, а он ведь был большой, около 50 человек. Виолу Мальми вообще очень ценили как хореографа, и если какой-то коллектив брался за народные танцы, сразу звали ее.

У Виолы была огромная требовательность, и прежде всего к себе. Но с ней всегда работали с удовольствием.

 

Напомним, проект “100 символов Карелии” стартовал в марте 2019 года, редакция уже получила сотни откликов читателей. Люди присылают свои идеи символов Карелии, на их основе верстается план редакционной работы на год. В течение этого года на сайте “Республика”, в газете “Карелия” и на телеканале “Сампо ТВ 360” выйдут 100 репортажей о ста символах республики. Итогом этой работы станет книга.

Сбор предложений и идей от читателей продолжается в группе “Республики”.