202 оттенка Страдивари

Публика Петрозаводска узнала, как звучит скрипка Марии Антуанетты. ВИДЕО

Публика Петрозаводска узнала, как звучит скрипка Марии Антуанетты.

30 апреля в зале Петрозаводской консерватории знаменитый скрипач Дмитрий Коган представил программу концерта «Пять великих скрипок». Со сцены звучали произведения, исполненные на уникальных инструментах, – подлинных скрипках Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома, собранных из разных коллекций. Петрозаводск вошел в число 10 городов, попавших в ежегодный проект «Время высокой музыки».

По словам Дмитрия Когана, первый концерт проекта прошел в Лондоне. Петрозаводск стал шестым по счету местом знакомства слушателей с великими произведениями, исполненными на великих инструментах.

О характере скрипок, экспериментах и болидах «Формулы-1» говорит сам Дмитрий Коган.

Простая скрипка легче в управлении

— Наш концерт – вовсе не эксперимент. Это дегустация звука. И люди, даже очень далекие от музыки, слышат потрясающую разницу в звучании инструментов. Рассказать, как они звучат, невозможно. Все равно, что я стал бы пересказывать вкус какого-нибудь потрясающего вина. Или говорить про потрясающую девушку, какая она добрая.

Разумеется, я подбираю произведения в зависимости от скрипки. На самой старинной скрипке Амати я буду играть произведения старинные, на скрипке Страдивари – романтические. Мощное мужское звучание инструмента Гваданини подходит для исполнения современной музыки. На скрипке француза Вильома хорошо играть французскую музыку.

Чем лучше инструмент, тем сложнее на нем играть. Тем более, если у тебя в руках великий инструмент. Он, как и болид «Формулы-1», требует от исполнителя особых навыков. Если я сейчас сяду в болид, выжму газ и помчусь 300 километров в час, то не думаю, что доеду до первого поворота. Здесь нужен профессиональный гонщик. На простой скрипке играть проще – она легче в управлении. Если в простой скрипке два оттенка, то в этой – 202. И надо к ним приноровиться.

Дмитрий Коган

Дмитрий Коган. Фото: Виталий Голубев

Ревнуют, как женщины

Любимые скрипки все. Они ревнуют, если выбираешь одну из них. Правда! С ними, как с женщинами, нужно вести себя очень осторожно. У каждой из них богатая история. Например, скрипка Гварнери принадлежала королеве Франции Марии Антуанетте. Потом – выдающемуся скрипачу Виотти, который написал так много концертов для детей. На скрипке Страдивари долго играл музыкант из крупного европейского оркестра. Что касается Амати, то она долгое время была в частной коллекции. На ней не играли. Только недавно владелец разрешил использовать ее в концертах. Инструмент, который не звучит, теряет свою энергию.

Каждое утро скрипки звучат по-своему. Показывают свой характер. Это зависит не только от погоды – сухости или влажности, — но и от настроения самой скрипки, от ее состояния. У скрипок живые души, — я в этом абсолютно уверен.

Реставрация инструментов такого уровня – дело тонкое. В мире есть всего лишь три-четыре крупных мастерских, где можно ремонтировать такие инструменты. Когда с ними начинают работать мастера без высочайшей квалификации, инструменты превращаются в ординарные. В нашей стране таким образом было загублено немало скрипок. Это так же, как в гонках. Для успешного выполнения пит-стопов необходима согласованная работа высочайших профессионалов. Если такую машину отвезти ремонтировать в автоцентр на окраине Петрозаводска, она навсегда встанет.

Личность прежде всего!

— Двигать пальцами можно научиться. Это всего лишь четверть дела. В азиатских странах много людей, потрясающе владеющих ремеслом. Но гениальных исполнителей по-прежнему мало. Почему так? Музыкант должен быть личностью и иметь огромный запас энергии, которым ему хочется поделиться. «Надо сильно чувствовать, чтобы почувствовали другие», – так говорил Паганини. Я не верю в системы. Станиславский говорил, что актер может быть абсолютно холоден. Что, умирая на сцене, он попутно может дать указание рабочим сцены поправить софит. Я не думаю, что человек, сам не переживающий эмоцию, может обойтись на сцене только техникой. Не верю!

«Я музыкант, а не дилер!»

— Да, я играл однажды в подземке — был такой эксперимент. За 40 минут заработал около полутора тысяч. Недавно пришлось играть на таможне. Я прилетел в Германию, у меня в кейсе было несколько скрипок. Ко мне подошел таможенник, попросил открыть кейс, спросил, почему так много инструментов. Я рассказал про проект, но он уже заподозрил меня в нелегальном провозе произведений искусства. Я ему сказал: «Я не дилер, я музыкант!», но он не поверил. Тогда я достал скрипку и начал играть. Таможенник ушел. Я подумал, что за наручниками. Оказалось, что он привел всех своих коллег. Я для них еще немного поиграл и пошел дальше.

Скрипки

Фото: Виталий Голубев

Про нас

— За последние полтора года я объездил всю страну. Выступал в республике Тува, на Алтае, в Ненецком автономном округе, в Хакассии, в Дагестане, в Чечне. Играл там, где классическое искусство не является традиционным. Получил удовольствие, выступая перед неискушенными слушателями. Мне кажется, что к любой публике можно найти ключ – сердце есть у всех.

К слову, мне очень нравится публика в Петрозаводске. В ней есть такое правильное соотношение чувственности и высокой интеллектуальной отдачи.

Напомним, что концерт Дмитрия Когана прошел при поддержке Карельского регионального отделения партии «Единая Россия». Выступление музыканта стало частью федеральной акции «Время высокой музыки». В ее рамках «Единая Россия» по всей стране организует концерты и мастер-классы.

Хорошие карельские книги. Почти даром
comments powered by Disqus