Большая и маленькая мечты Николая: интервью с призером чемпионата «Абилимпикс»

Инвалидность по зрению Николаю Титенко поставили еще в детстве. Особых ограничений он не чувствует: раньше собирал модели машин, теперь обслуживает настоящие авто. Недавно занял второе место на чемпионате профмастерства для людей с инвалидностью - уступил только мастеру с 15-летним стажем.

Николаю Титенко 22 года. Он родился в поселке Реболы, долго жил в Медвежьегорске, потом перебрался в Петрозаводск – учиться. После школы он поступил в медколледж, но быстро ушел: почувствовал, что медицина — это не его. Зато с учебой в автотранспортном техникуме все сложилось: Николай получил специальность «Обслуживание и ремонт автотранспорта».

— Когда жил в Медвежьегорском районе, у нас был гараж, и мы с друзьями что-то ремонтировали, пробовали кататься на машине, как все обычные дети. Наверное, еще с тех пор у меня интерес к автотехнике.

Николай Титенко. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Николай Титенко. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

С машинами лучше

Диплом Николай защитил этим летом. И сразу получил приглашение от компании «Алмакс Авто»: молодой человек проходил там практику и показал себя очень хорошо. В мастерской он занимается техобслуживанием автомобилей: меняет масло, фильтры, проверяет тормозные колодки, диски. Такая работа его полностью устраивает.

— С машинами мне работать комфортнее, чем с людьми. Почему я ушел с медицинского: машина не скажет, что ей больно. Плюс автомобиль – это сложный механизм, каждый день они приезжают разные и ты узнаешь что-то новое. Вроде бы устройство одно, а исполнение у каждой машины разное.

Собственного автомобиля у Николая нет, но когда-нибудь появится. Мастер мечтает о японской машине: любит их больше всего за надежность и правый руль. Такие машины в России встречаются не часто, но Николай говорит, что водить их не сложнее, чем леворульные: просто надо привыкнуть и приноровиться, например, идти на обгон.

На станции техобслуживания, кроме Николая, много молодых мастеров. Работы хватает: станция открыта до двух часов ночи, и, как назло, самые сложные ситуации случаются под конец смены.

Николай Титенко. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Николай Титенко. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Вот буквально сегодня фактически не было работы. А потом приехала одна-единственная машина, я помыл мотор, она поехала к электрику. Мастер поменял свечи, провода, мы начали ее заводить – двигатель не запускается. Ну, сделали диагностику, будем чинить.

Как собрать двигатель

Инвалидность по зрению Николаю поставили еще в детстве. Она иногда мешает в работе: все-таки приходится напрягать зрение, разглядывать мелкие детали. Но все это решается хорошим освещением.

— Да и привык за столько лет, — говорит Николай.

Николай Титенко. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Николай Титенко. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

На региональный чемпионат профмастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» Николая пригласили, когда он учился в техникуме. Замдиректора учреждения вызвал его и еще нескольких студентов и предложил поучаствовать в соревнованиях. Николай думал недолго, согласился — и занял первое место.

На этом он планировал остановиться: учеба закончилась, нужно было выходить на работу. Но когда встал вопрос, ехать ли на национальный чемпионат, начальник дал освобождение на неделю и сказал:  «Поезжай».

— В национальном чемпионате участвовали и школьники, и студенты, и профессионалы. Я не знал, в какую категорию попаду, и надеялся, что к студентам: у них было поинтереснее задание. Но готовился я и к тому, и к другому. Когда приехал – выяснил, что буду выступать в категории профессионалов. Мне предстояло разобрать двигатель, дефектовать (то есть посмотреть, что сломано, заменить детали) и собрать его обратно.

На переборку двигателя дали всего два часа. Это очень мало: в обычных условиях на такую работу даже у опытного мастера уходит в несколько раз больше. Николаю не хватило одного часа: собрать двигатель он успел только наполовину. И занял на чемпионате второе место.

Николай и начальник карельского управления труда и занятости Елена Фролова на национальном чемпионате в Москве. Фото: из личного архива Николая Титенко

Николай и начальник карельского управления труда и занятости Елена Фролова на национальном чемпионате в Москве. Фото: из личного архива Николая Титенко

— Было очень волнительно: наши рабочие места были огорожены, но вокруг ходило много людей. Все смотрели, фотографировали, спрашивали, отвлекали. А время-то не останавливалось, и это мне мешало.

Кстати, участник, занявший первое место, тоже не до конца справился со сборкой двигателя. А это был взрослый мастер с 15-летним опытом. Николаю не хватило до его результата буквально немного.

Николай Титенко. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Николай Титенко. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

«Жигули» и кофе с собой

Раньше у Николая было несколько хобби. Он занимался моделированием, собирал маленькие копии машин. А еще любил играть в компьютерные игры – в основном, конечно же, гонки, ну и «стрелялки». Но потом на это перестало хватать времени: на работе часто приходится задерживаться допоздна. Да и денег на те же модели нужно немало.

— Наборы для моделирования недешевые: модель 1:10 стоит от 10 тысяч. Да и  запчасти на нее дорого стоят. Легче уже настоящие «Жигули» купить.

У Николая есть девушка, с которой они вместе уже семь лет. Она его во всем поддерживает: отчасти благодаря ее уговорам молодой человек поехал на чемпионат в Москву.

У пары есть большая мечта – открыть свое дело. На автомастерскую, говорит Николай, нужно слишком много денег: и на аренду помещения, и на покупку оборудования. Так что пока остановились на кофейне, тем более девушка Николая работает бариста и в этом разбирается.

— Как только подходящий момент наступит, попробуем эту идею осуществить, — говорит Николай. — Я планирую сделать заведение типа «кофе с собой», надеюсь, года через два этим займемся.

Николай Титенко. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Николай Титенко. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин