Автобус с музыкой: как дети из Тикши осваиваются в школе Ледмозера

За 40 минут пути школьники успевают и подремать, и песню спеть, и обсудить последние новости. А потом окунаются в учебные будни: ставят опыты на современном оборудовании, работают за ноутбуками, играют в баскетбол новыми мячами – словом, пользуются всеми возможностями новой школы.

«И пускай капает, капает с неба,
Иду в мокрых кроссах к тебе, где бы я ни был»
— звучит из динамика телефона.

Несколько школьников, сидя в автобусе, бодро подпевают модному исполнителю. Их товарищи на передних сиденьях о чем-то тихо беседуют. Так выглядит поездка в школу, которую тикшинские дети уже вторую неделю совершают каждое утро.

Школьники из Тикши. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Школьники из Тикши. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Школьники из Тикши. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Школьники из Тикши. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

С начала полугодия двенадцать детей из Тикши учится в ледмозерской школе, которую построили в прошлом году в рамках подготовки к 100-летию Карелии. Для Ледмозера ее открытие стало праздником: современное здание с просторными теплыми классами по сравнению со старой аварийной школой — это небо и земля. Не говоря уже о новом оборудовании: в учреждении есть цифровая лаборатория, наборы для Lego-конструирования, мобильные классы (передвижные шкафчики с ноутбуками, которые можно возить по кабинетам с урока на урок).

Когда у тикшинских детей появилась возможность учиться в этой школе, родители ею с радостью воспользовались. Поначалу, правда, опасались, что ездить туда-обратно для учеников будет слишком утомительно. Но оказалось, зря переживали.

Новенькие

Детей в школу возят на специальном автобусе, оборудованном ремнями безопасности. Он забирает детей от здания местной администрации. Школьники подтягиваются к началу восьмого и ждут в теплом помещении, а в 7:30 уже выезжают в Ледмозеро.

Пока дети выходят из автобуса, водитель помогает выгрузить спортинвентарь. Фото: ИА "Республика"/ Сергей Юдин

Пока дети выходят из автобуса, водитель помогает выгрузить спортинвентарь. Фото: ИА «Республика»/ Сергей Юдин

Приехали вовремя: до занятий остается еще минут 15. Фото: ИА "Республика"/ Сергей Юдин

Приехали вовремя: до занятий остается еще минут 15. Фото: ИА «Республика»/ Сергей Юдин

Расстояние между двумя поселениями – около 30 километров, поездка занимает 35-40 минут. Зимой дорогу чистят хорошо, говорит водитель Василий Зиновьев, так что в пути не трясет – можно даже поспать. Этой возможностью пользуются в основном младшеклассники. Старшие дети болтают, слушают музыку – в общем, развлекаются.

— У меня ребенок в восторге, — говорит жительница Тикши Наталья Янковская. – Рассказывал, что в первый день был немного испуган, но все прошло хорошо. Ему нравятся учителя, одноклассники, оборудование и помещения. Даже ехать в автобусе нравится: «Мама, — говорит, — вчера мы пели песни, а сегодня разговаривали и так быстро доехали, что дороги не заметили».

Сын Натальи Даниил – очень серьезный молодой человек. Он учится в восьмом классе, в будущем хочет поступать на железнодорожника или в школу МВД, и ему нужны хорошие знания. В ледмозерской школе с этим проблем нет.

— Тут обучают лучше, чем в моей старой школе, — говорит Даниил. – Спортзал мне очень понравился: он большой, оборудован всем, что нужно. Сейчас еще началась физкультура на лыжах, и у нас очень удобная трасса. Учителя хорошие: могут объяснить, если что-то не получается. Нам пока трудно, потому что некоторые темы мы не проходили. Но мы можем подойти перед уроком, и нас не будут ругать, все объяснят.

Даниил Янковский. Фото: ИА "Республика"/ Сергей Юдин

Даниил Янковский. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Класс Даниила на уроке алгебры. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Класс Даниила на уроке алгебры. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Алла Фалькова. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Урок алгебры. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Небольшие несоответствия в подготовке ледмозерских и тикшинских детей действительно есть, говорит замдиректора по учебно-воспитательной работе и классный руководитель 8-го класса Алла Фалькова. Это связано, в частности, с тем, что в школах работают по разным учебникам.

— Мы сейчас смотрим на успеваемость, корректируем, — объясняет Алла Фалькова. – Во второй половине дня детям предоставлена возможность отдельно позаниматься с педагогами. Есть, например, мальчик, который долго не посещал школу из-за перелома руки и отстал на месяц. Для него подготовлен индивидуальный маршрут.

А в остальном дети из Тикши прекрасно влились в коллектив. Еще до начала занятий они перезнакомились с будущими одноклассниками через соцсети, и в новых классах их сразу приняли.

— У меня такое ощущение, что эти ребята очень соскучились по общению, — добавляет замдиректора.

Алла Фалькова. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Алла Фалькова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Школьный коридор. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Школьный коридор. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Школьный коридор. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Школьный коридор. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

В Тикше учебные коллективы были совсем маленькими: за последнее время многие семьи с детьми школьного возраста переехали в другие населенные пункты, а в ледмозерской школе в классах в среднем по 20 человек – есть с кем пообщаться.

Lego и пуфики

Из Тикши на занятия приезжают 12 детей, девять из них – ученики 5-9 классов, еще трое – учащиеся младшего звена. У младшеклассников уроки кончаются чуть раньше, чем у старших товарищей, а время до поездки домой они проводят на внеурочных занятиях.

Одно из них – Lego-конструирование, которое ведет Ольга Меланьина. На этих уроках четвероклассники собирают из конструктора разные фигурки и с помощью специальной программы заставляют их двигаться. Такие занятия – не просто игра: дети развивают мелкую моторику, изучают простые механизмы, законы физики, основы программирования.

Занятие по Lego-конструированию. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Занятие по Lego-конструированию. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Кораблик. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Кораблик. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Занятие по Lego-конструированию. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Занятие по Lego-конструированию. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Занятие по Lego-конструированию. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Занятие по Lego-конструированию. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Если модельку дети собирают по схеме, то программу создают сами, — говорит педагог. – Модели у нас вращаются, издают разные звуки. Недавно тут был настоящий футбол: мы делали болельщиков, нападающих, играли. Дети на этих занятиях социально активны: работают в паре, группах, помогают друг другу.

Первоклассники с удовольствием ходят на занятия с хитрым названием «Наураша», которое расшифровывается как «наука на ура». Модули курса знакомят детей с базовыми научными понятиями: электричеством, магнитным полем, звуком, силой, светом, температурой, кислотностью.

Еще у младшеклассников есть комната для досуга. Там есть и парты для самостоятельных занятий, и мягкие пуфики для отдыха. Зайти туда можно после уроков, или на переменах. За порядком следит воспитатель Татьяна Близнюк. Сама она из Тикши, и каждый день сопровождает школьников по дороге на учебу и обратно. А в течение дня общается с детьми, играет с ними, учит лепке и рисованию.

— Тут на каждой перемене очень весело, не бывает тишины: тут отдыхают не только «мои» дети, а все ребята из первых, вторых, третьих классов. За пуфиками иногда целая очередь: дети и сидят на них, и лежат, и баррикады из них строят.

Татьяна Близнюк. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Татьяна Близнюк. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Комната досуга для младшеклассников. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Комната досуга для младшеклассников. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Таких школ в Карелии должно быть больше, — отметила вице-премьер карельского правительства Лариса Подсадник, которая накануне побывала в Ледмозере. – Это важно: современные дети должны учиться в современных зданиях, оборудованных по последнему слову техники. Кроме того, школа в Ледмозере — как раз та школа, которая является примером и хорошего дополнительного образования: дети здесь могут найти занятие по душе и интересам, они могут и петь, и рисовать, и заниматься физической культурой.

Лариса Подсадник и директор школы Сергей Фальков. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Лариса Подсадник и директор школы Сергей Фальков. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин


В ледмозерскую школу взяли на работу четырех педагогов из Тикши, включая Татьяну Близнюк. И для учеников места есть: школа рассчитана на 330 детей, а сейчас в ней только 222 ребенка. Еще сотню детей примут с большой радостью.

Школа в Ледмозере. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Школа в Ледмозере. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин