Арктическая Карелия: первые шаги большого пути

Кемский и Беломорский районы стали одними из первых карельских территорий, вошедших в Арктическую зону. Указ об этом Владимир Путин подписал в 2017 году. Сейчас, спустя четыре года, видны первые результаты этого решения. Некогда заброшенные территории начинают оживать.

Статус арктической территории делает районы комфортным местом для создания бизнеса. Резиденты Арктической зоны в первые несколько лет работы бизнеса освобождаются от большинства налогов и могут больше вкладывать в развитие своего проекта.

Хорошие дороги для людей и бизнеса

Чтобы предприниматели решились на запуск проекта, необходима удобная инфраструктура. В частности, хорошие дороги. Правительству Карелии удалось доказать необходимость перевода в федеральную собственность подъездов к Кеми и Беломорску, а это больше 40 км трасс, содержание которых ложилось на плечи регионального бюджета.

Федеральными дороги стали только в прошлом году, но уже преобразились до неузнаваемости. Разбитая дорога до Беломорска, а это больше 30 км, стала комфортной для водителей и пассажиров, а на подъезде к Кеми работы идут полным ходом. В этом году там поменяют защитный слой и начнут подготовку к капитальному ремонту. Только на то, чтобы привести дорогу в нормативное состояние уже потратили больше 150 млн рублей.

Ремонт подъезда к Кеми. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Ремонт подъезда к Кеми. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Планируется ремонт и дороги от Кеми до Рабочеостровска — конечной точки, откуда отправляются все теплоходы и катера на Соловки. Проект предусматривает и создание  велодорожки, поскольку многие местные жители пользуются двухколесным транспортом, чтобы добираться до центра.

Большие вложения федерального центра — следствие государственной программы развития инфраструктуры Соловецкого архипелага. Основная цель программы — создать комфортные условия для жизни вокруг Соловецких островов и привлечь паломников и туристов. Потоки паломников для кемлян — возможность дополнительного, а иногда и основного, заработка.

Туризм дает работу

Жители Рабочеостровска Анна Каллиева с мужем всю жизнь прожили рядом с побережьем Белого моря. Занимали половину большого деревянного дома. Несколько лет назад супруги выкупили у соседа вторую половину дома и оборудовали ее под хостел.

 

Как безработная Анна получила субсидию от государства на создание своего дела. 250 тысяч рублей она потратила на покупку кроватей и бытовой техники. За неполный сезон она приняла уже больше 300 туристов. От желающих приехать на Белое море отбоя нет.

«Разные туристы бывают, но ничего, справляюсь. Устаю только белье гладить. Вот сегодня мне надо 15 комплектов прогладить. Муж сказал, что в следующем году подарит мне специальную машину. Она дорогая, но что делать», — рассказывает Анна.

Сейчас владельцы гостевого дома планируют построить гостевую баню. Артур Парфенчиков, который в ходе своей поездки по северным районам посетил и новый гостевой дом Каллиевых, поручил оказать помощь начинающим предпринимателям.

Новую школу построят к 2023 году

Для развития экономики нужны рабочие руки, а для привлечения кадров нужны достойные условия жизни. Долгие годы социальная сфера в Кеми не получала развития, сейчас ситуация постепенно меняется.

Хоть и с задержкой, но строится новая школа на 1 200 детей. Сроки сдвинулись из-за некачественного проекта, который не учитывал геологию территории. Когда строители приступили к работам, выяснилось, что скала лежит слишком близко к поверхности земли.

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

В некоторых местах скала выходит на поверхность. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

«Мы обязательно доведем до конца вопрос ответственности проектировщиков за фактически подложный проект», — заявил Артур Парфенчиков.

Ошибки проектировщиков привели к задержке в шесть месяцев. Столько времени понадобилось, чтобы изменить проект и начать заливать фундамент. Где-то уровень пола сделают выше, где-то в подвальных помещениях сама скала станет полом.

 

Строительная компания этой зимой привезла на площадку современный бетонный завод и сейчас занимается возведением фундамента и монолитных стен.

Строители будущей школы в Кеми рассчитывают заливать по тысяче кубометров бетона в месяц. Об этом представитель подрядчика Николай Ковязин рассказал главе Карелии Артуру Парфенчикову. На данный момент залито чуть больше 2 тысяч кубометров из 12 необходимых.

«Мы реалисты, понимаем, что зима может затормозить бетонные работы, рассчитываем на завершение строительства в 2023 году», — сообщил глава Карелии.

Отапливать новую школу будет и новая угольная котельная мощностью 7 МВт. Три котла будут работать в автоматическом режиме. Обслуживать ее будет один человек, который туда будет приходить дважды в день и загружать уголь в бункер. Экономия от реконструкции котельной — несколько миллионов рублей.

Помещения котельной. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Помещения котельной. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Новые тротуары по «Народному бюджету»

В этом году на деньги программы «Народный бюджет» ремонтируют тротуары на центральной улице — Пролетарском проспекте, ремонт которого завершили в прошлом году.

Схожий проект реализуется и в Беломорске. Изначально там планировалось на деньги проекта обновить центральную улицу Порт-Шоссе, однако дорогу перевели из муниципального в региональное ведение.  Сейчас по заказу карельских властей будет проектироваться капитальный ремонт сети беломорских дорог.

Деньги программы «Народный бюджет» решили потратить на обновление тротуаров. Сейчас подрядчик уже обновил бордюрные камни, сделал подушку из щебня. Деньги, а это почти 20 млн рублей, освоили, но на асфальтирование тротуаров их не хватило. Проблема в том, что все стройматериалы в Беломорск сейчас приходится возить издалека. Например, щебень, которым засыпали тротуар, привезли из Медвежьегорского района. Асфальт возить издалека не получится, во время укладки он должен быть горячим. Поэтому инициаторы благоустройства приняли решение дождаться, когда начнется ремонт прилегающих улиц, тогда заасфальтировать тротуары будет проще и дешевле. По плану ремонт улиц должен начаться уже в следующем году.

Ремонт тротуаров в Беломорске. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Ремонт тротуаров в Беломорске. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

«Мы готовы подождать. Начала ремонта мы дольше ждали, так что пусть всё сделают качественно, а не абы как», — рассказала инициатор проекта местная жительница Людмила Пономаренко.

Первый щебеночный карьер

В будущем строительные работы в Беломорске должны обходиться дешевле. Первый щебеночный карьер заработал в районе недалеко от города. Сейчас предприятие добывает гнейсогранит на месторождении «Беломорское» и планирует начать работу еще на одном месторождении возле Сосновца.

«Это то, что мы ожидали от проекта экономической Арктической зоны. Сейчас мы понимаем, что начинают работать колоссальные преференции Арктической зоны и всё это складывается в единый механизм. Другой такой зоны в России и в мире, наверное, нет», — отметил глава Карелии.

 

Если объемы производства будут расти, предприятие может составить конкуренцию иностранным производителям щебня, который сейчас идет на арктические стройки. Если проект заработает в полную силу, заняты в нем будут около 500 человек. Сейчас инвестор занимается возрождением причальной стенки, чтобы отправлять камень по воде.

Петроглифы и благоустройство

Еще один потенциально перспективный рынок труда — инфраструктура беломорских петроглифов, которые в этом году получили статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Добраться до них стало проще. Дорогу до моста через Кислый Пудас уже отремонтировали, сделали парковку для туристических автобусов и легковых авто.

 

В этом году на Залавруге появятся новые деревянные мостки вокруг наскальных изображений, сами петроглифы подсветят, а для смотрителя обновят дом.

«Мы на себя взяли серьезные обязательства, и всё обустройство, которое начинается за протокой, будет очень экологично. Теперь нам придется работать с экспертами ЮНЕСКО. Это сложно и ответственно. Конечно, мы сделаем таким образом, что жители Беломорского района смогут продолжать бесплатно посещать эту территорию», — отметил глава Карелии.

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Фото: «Республика»/Сергей Юдин

В будущем году власти планируют благоустроить километровую тропу до самих петроглифов, а в дальнейшем возле парковки появится визит-центр. Поток туристов повлечет за собой развитие всей инфраструктуры, а это новые рабочие места, новые производства и возможности для развития бизнеса.

Ягоды и хлеб

Учитывая статус арктической территории, Беломорск, как и Кемь, становятся привлекательными площадками для различных новых проектов. Так посчитали владельцы компании «Ягоды Карелии» из Костомукши. Чуть больше года назад они выкупили помещения старого беломорского хлебозавода и сейчас заканчивают приводить их в порядок.

 

Планируется, что «Беломорский хлеб» будет выпускать хлеб и кондитерскую продукцию. В дальнейшем линейку продукции расширят за счет замороженных полуфабрикатов: пельменей и других продуктов. Одно из помещений здания отдадут под кафе. Новое предприятие даст около 40 новых рабочих мест.