Анатолий Цыганков: карельские интернет-СМИ 80% новостей берут из пресс-релизов

Журналисты Карелии и представители пресс-служб обсудили качество своего взаимодействия.

Журналисты Карелии и представители пресс-служб обсудили качество своего взаимодействия.

26 ноября Центр защиты прав журналистов и СМИ при поддержке правительства Карелии провел семинар для сотрудников республиканских изданий. Журналисты и представители пресс-служб органов государственной власти поговорили о проблемах взаимодействия.

Предоставление гражданам максимально объективной и разносторонней информации о деятельности органов государственной власти – главная тема дискуссии. Основными докладчиками были заместитель руководителя администрации главы Карелии Станислав Певганен и руководитель Центра защиты прав журналистов Анатолий Цыганков.

– Мы прекрасно знаем и видим, в какой исторический период вошла наша страна и наша республика. Присутствующие здесь профессионалы знают, что такое информационная война: она уже объявлена России. Тот язык, который недопустим в СМИ, к сожалению, используется противниками нашей страны.

Средства массовой информации, органы власти и общественность должны не только с помощью диалога слышать друг друга, но и достигать зримых успехов.

Главный тезис и федеральной, и региональной политики сформулировал Владимир Путин: «Национальная идея России – это патриотизм». Общественная инициатива должна стать фактом гражданской солидарности, и любая цель, связанная с желанием помочь, является подлинным проявлением патриотизма.

Гражданская активность в Карелии на очень высоком уровне, а также не менее активно участие СМИ в сопровождении различного рода инициатив и проектов. Я думаю, что взаимодействие средств массовой информации, власти и граждан должно строиться на этих принципах, — заявил Станислав Певганен.

– Все журналисты и все представители пресс-служб – союзники. Мы должны собрать, обобщить и предоставить гражданам информацию. Им нужно знать, что происходит в обществе, что происходит в государстве. Все журналисты связаны единой целью: мы не конкуренты и не соперники, мы – сотрудники.

Журналисты должны понимать, что они обеспечивают конституционное право граждан на получение информации. Юристы всегда обращают внимание, что 25% всех конституционных прав граждан связаны с информационными обязательствами государства перед народом. То есть власть понимает, что информированный гражданин более работоспособен, более успешен, более защищен.

Сегодня каждое государственное ведомство обязано иметь доступные для народа информационные ресурсы. Пресс-служба – не самостоятельный информационный институт, их работа подчинена ведомству. Разумеется, органы государственной власти контролируют информацию, которую выпускают во внешнюю среду. Этот факт журналисты должны признать как данность. А единственный выход из этой ситуации – расширение источниковой базы.

Сейчас пресс-службы откровенно превратились в информационные агентства. И если мы проанализируем наши новостные сайты, то увидим, что почти вся информация в них заимствованная. 80% новостей взято из пресс-релизов, — заявил Анатолий Цыганков.

Как отметила главный редактор информационного агентства «Республика» Мария Морозова, то, что новостная лента СМИ состоит на 80% из пресс-релизов, не значит, что пресс-службы работают хорошо – значит, что журналисты работают плохо.

В ходе дискуссии также выяснилось, что средства массовой информации часто не довольны работой пресс-служб. Претензии связаны и с излишней литературностью пресс-релизов, и с перегруженностью ссылок на законы и правовые акты.

Основной спор возник на тему адаптации пресс-релизов на общедоступный язык. Пресс-секретарь Минздрава Карелии Елена Коковурова пожаловалась, что информация, предоставляемая ею, часто искажается в республиканских СМИ. Недавно одно из петрозаводских изданий опубликовало данные о больных онкологией, полностью исказив смысл пресс-релиза Минздрава. Елена Коковурова попросила проверять информацию, звонить ей, если что-то непонятно. В ответ на это журналисты попросили писать пресс-релизы проще.

Мария Морозова считает, что пресс-секретарь не является обслуживающим персоналом для журналиста, а писать о социально-значимых темах нужно ответственно. Апогей дискуссии в конце видео:

Видео предоставлено организаторами семинара