«А еще мне петь охота!»

Школа — это не только уроки. Она может дать ребенку возможность почувствовать себя личностью и проявить свои таланты. Директор школы № 8 Татьяна Черкавская уверена, что воспитательная функция учебного заведения не менее важна, чем образовательная.

Сейчас в 8-й школе есть конкурс заявлений на прием в первые классы. «Костров в очередях на запись детей в первый класс родители пока не жгут, — говорит директор Татьяна Черкавская, — но репутацию учебного заведения «для трудных детей» мы уже изменили». Воспитанники школы — участники и победители городских конкурсов. В школе есть свой театр, вокальная студия и больше десяти кружков и спортивных секций.

Татьяна Черкавская, директор школы №8. Фото: ИА "Республика" / Из архива газеты "Карелия"

Татьяна Черкавская, директор школы № 8. Фото: ИА «Республика» / Из архива газеты «Карелия»

— Я вам честно скажу: пять лет назад со школой было связано очень много негатива — сюда из других учебных заведений отправляли сложных детей, детей с большими проблемами в поведении. Я решила, что мы больше не будем считаться в худших. Цель была — поменять имидж школы. Но как?

— Как?
— Мы долго работали со сложными детьми, сейчас контингент выровнялся. Удалось ввести должность заместителя директора по воспитательной работе, на которую я пригласила свою коллегу из 42-й школы Людмилу Чемлыкову. Мы разработали новую стратегию, ориентированную на активное вовлечение детей в школьную жизнь, которая не ограничивается только уроками.

Справка:

Татьяна Черкавская приехала в Петрозаводск из Новосибирска в 2003 году. Работала в школе № 42, сначала социальным педагогом, потом преподавателем, затем — заместителем директора по воспитательной работе. В 2011 году была назначена руководителем средней школы № 8.

— Школа ведь не обязана занимать детей после уроков!
— Мы считаем, что жизнь в школе не должна стихать до самого вечера. Каждый ребенок имеет право на то, чтобы взрослые помогли ему раскрыться. Наша цель — его заинтересовать так, чтобы ему и после уроков было здесь комфортно и не хотелось убегать. Сейчас родители настолько заняты на многочисленных работах, что времени водить своих детей в миллион кружков у них нет. Кружков и секций у нас много. Ребята идут туда не по принуждению. И потом все они, кроме занятий карате, бесплатные.

Справка:

Сейчас дополнительное образование в школе № 8 развивается в нескольких направлениях — спортивно-оздоровительном, художественно-эстетическом, интеллектуальном, социальном и общекультурном. Занятия рассчитаны на школьников разного возраста. Ученики начального звена здесь могут дополнительно изучать английский язык, заниматься прикладным творчеством, включая, например, роспись по шелку, лепку из соленого теста, плести кружева на коклюшках, изучать историю родного края, играть на сцене, бегать на скорость, петь и танцевать. Школьники среднего звена играют в волейбол, КВН, изучают основы бальной культуры и азы нанотехнологий. Для старшеклассников есть спорт и театр.

 

 

— Кружки и секции ведут ваши учителя или вы приглашаете специальных педагогов?
— Работают наши и приходящие педагоги. Наталья Окунева из Дома творчества № 2 занимается с нашими детьми плетением на коклюшках. Кружки «Хочу творить», «Бальная культура» тоже курируют педагоги учреждений дополнительного образования. Легкую атлетику ведет профессиональный тренер, по совместительству он учитель физкультуры у нас. Не первый год мы взаимодействуем со спортивной школой № 3. «Мир нанотехнологий» мы осваиваем в сотрудничестве с преподавателями из Детско-юношеского центра. Людмила Ераскова, замечательный наш педагог, учит детей лепке из соленого теста и росписи по шелку. Она активный участник многих выставок, конкурсов, включая международные. В этом году у нас появился новый кружок «Техническое творчество», занятия ведет наш учитель физики Елена Митрофанова. Идея связана с углубленным изучением физики и механики. Несмотря на небольшой стаж, мы уже приняли участие в фестивале машин Руба Голдберга.

— Как вам удалось создать свой театр «З@река»?
— Тут нам повезло. Буквально по объявлению на одном из сайтов мы нашли прекрасного педагога Екатерину Рогульчик. Она приехала с семьей из Украины, бежала оттуда от войны. У нее были проблемы с трудоустройством, а нам не хватало такого энергичного и талантливого педагога. В школе она создала свой театр и занимается с ребятами в трех возрастных группах. Кроме этого, руководит вокальной студией, придумывает флешмобы, интересные проекты. Одним из таких проектов стал городской фестиваль молодежных культур «Молодежная волна», в котором приняло участие более 100 человек. Сейчас она хочет создать хор из учителей. Ребята из нашей театральной студии участвовали в проекте «Открытые улицы», выступали на «Гиперборее», получали награды на театральном фестивале «Театральные ладушки«. Воспитанница Екатерины Рогульчик Катя Чемлыкова стала победителем республиканского конкурса «Песни, рожденные сердцем» и вошла в состав представителей от Карелии для участия в Дельфийских играх в Тюмени. В театральную студию пришел ребенок, от которого отказались многие школы города. А мы его увидели с другой стороны. И теперь для него самое страшное наказание — лишение занятий в театре.

Екатерина Рогульчик,
педагог-организатор школы № 8

Фото: из личного архива Екатерины Рогульчик
— Я приехала в Петрозаводск из Донецкой области. У нас не было времени присоединиться к программе по переселению для беженцев. Мы ничего тут не знали, регистрации не было, возникли проблемы, которые нужно было решать с миграционной службой. Работы тоже не было. Я разговаривала с потенциальными работодателями, но ничего из этого не выходило. Как-то увидела вакансию педагога-организатора для школы. Пришла на собеседование, и меня взяли. Вы не представляете, какую мне здесь оказали поддержку! И моральную, и материальную. Вплоть до продуктов. Директор школы помогла мне решить проблемы, связанные с отсутствием гражданства и регистрации. Просто поехала со мной в общественную приемную президента! Мне было удивительно, что здесь так помогают. Работать здесь очень комфортно — прекрасный коллектив, хорошие открытые дети. Идешь с утра в школу и радуешься.

— Когда закрываются двери в школу?
— Даже трудно сказать. Иногда в 9 вечера.

— Как вы формируете коллектив?
В школе всегда были сильные и активные учителя. Меня радует, что сейчас к ним присоединилась молодежь. Пока у нас все складывается хорошо.

— Какие у вас планы? Чего вам не хватает?
— Школе 62 года, и все это время она обходилась без капитального ремонта. В плачевном состоянии актовый и спортивный залы. Все, что можно, делаем сами. Но эти два зала нам не осилить. В течение 2 лет мы обращаемся за помощью в городскую администрацию, но нам только бумаги присылали, что денег нет. А проектов очень много. И желание есть сделать школу лучше, интереснее не только на уроках, но и после них! Ведь девиз нашей школы: «Каждому сердцу ребёнка — свой ключик».