«Правительство нашло выход»

Руководитель Центра «ЖКХ Контроль» Дмитрий Данильев объяснил, кто на самом деле виноват в срыве программы расселения аварийного фонда.

В последнее время в средствах массовой информации пристально обсуждают тему провала в Карелии программы переселения из аварийного жилья. Кажется, что только ленивый не кинул камень в правительство республики, обвиняя в неспособности выстроить работу или подобрать нормального подрядчика. А выражение о «саботаже», которое произнес министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень, облетело все медийное пространство. Тем удивительнее сегодня слышать иную точку зрения от человека, известного в республике своей принципиальностью и способностью «резать правду-матку» в глаза, невзирая на чины.

Дмитрий Данильев, руководитель Центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» в Карелии, отвечает сегодня на вопросы на тему аварийного расселения – пожалуй, самую злободневную тему на сегодня.

— Дмитрий, против фактов, как говорится, не поспоришь – Карелия катастрофически отстает от нормативов реализации программы переселения. Казалось бы: финансирование есть – только бери и строй… Почему же программа переселения так долго буксует?

— Предлагаю оставить эмоции в стороне – их количество на страницах СМИ и так зашкаливает. Давайте постараемся беспристрастно пройти по фактам – от начала реализации программы до сегодняшнего дня.

— Хорошо, давайте.

— Начнем. Нынешняя программа по переселению из аварийного жилья в нашей республике далеко не первая. Факт первый: в течение восьми (!) таких программ, с 2008 года по 2013 год было расселено 111 аварийных домов (20,2 тысячи квадратных метров), в которых проживало 1206 человек. В течение одной (!) программы, которая сейчас реализуется в Карелии (2014-2017 годы), будет расселен 591 дом (116,9 тысячи квадратных метров), свои жилищные условия улучшат 7023 человека.

— Получается, что за одну программу, которая сейчас реализуется в республике, будет переселено в 5 раз больше людей, чем за все прошлые программы вместе взятые?

— Да, именно так. Как вы сами считаете, это большая разница? На мой взгляд, колоссальная. Только на первом этапе сегодняшней программы участвуют 36 муниципальных образований республики, планируется к расселению 173 аварийных дома, в которых проживают 2272 человека.

Пойдем дальше. Факт второй: республика взяла на себя обязательства намного более серьезные, чем в предыдущих программах. Проще говоря, республиканское правительство добровольно сняло с муниципальных властей большую часть работы.

— Зачем?

— В Карелии в период реализации прошлых программ 2008-2013 годов из 763 миллионов рублей — и это только деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ, выделенных республике — 225 миллионов рублей было возвращено обратно: из-за того, что муниципалитеты, на которые тогда были возложены основные обязанности, не могли с ними справиться. Муниципальные контракты не были выполнены, и 39 аварийных домов так и остались нерасселенными.

И поэтому, чтобы процесс переселения шел быстрее, республика переложила на себя львиную долю работы муниципалов.

— Но ведь процесс начал буксовать уже на старте…

— Спросите – почему?

— Почему?

— Практически главной из оставшихся немногочисленных обязанностей муниципалитетов была обязанность выделить под строительство пригодные участки земли. Наш республиканский Минстрой разработал для местных администраций всю необходимую документацию, методички, проводил обучающие совещания, специалисты министерства постоянно консультировали муниципальных служащих, выезжали в районы. Оставалось, пожалуй, только одно – чтобы сотрудники министерства еще и участки земли в районах сами подобрали…

Закончилось тем, что после всей этой проделанной Минстроем работы многие муниципалитеты или предоставили данные по земельным участкам намного позже необходимого срока, или дали такую землю, на которой невозможно было начать строительство из-за обременений: где-то оставались брошенные строения, которые нужно было сносить, где-то проходила канализация или линии электропередачи – и нужно было их переносить. Один из участков вообще находился в 30 метрах от железной дороги, что не соответствует нормативам и делает строительство невозможным.

— Они, в смысле муниципалитеты, что, не знают своих земель?

— Может, и не знают, может, им лень было провести нормальную работу, а может, «саботаж»? Что бы то ни было, а из-за проволочек муниципалов строительные работы во многих районах начались намного позже, чем это должно было произойти.

— А учитывая короткий строительный сезон в Карелии, эта проволочка сильно повлияла на график работ.

— Именно так. Факт третий: выбор подрядных организаций проводился через открытый конкурс. И здесь – кто предложил лучшие условия, с тем и заключен государственный контракт. Это нормальная, определенная законом процедура. Прозрачная процедура – ведь вся информация находится в открытом доступе. Было заключено четыре госконтракта с тремя строительными организациями. Одна – АО «Карелстроймеханизация», наша, местная, и две пришли из «смежных» областей – ООО «Гидрострой» и ООО «СК «Дальпитерстрой» .

— А почему не получилось заключить госконтракты только с карельскими компаниями?

— Повторю: все проводилось через открытый конкурс – победил тот, кто предложил лучшие условия. Отмечу, что на самом деле, хоть и есть финансирование (что, безусловно, здорово), но не на таких уж радужных условиях реализуется программа переселения.

Для строительных организаций участие в ней – почти социальная благотворительная акция. И кроме АО «Карелстроймеханизация» не нашлось больше карельских строителей, желающих в ней поучаствовать. А победившие в конкурсе компании все пришли с хорошими «родословными», они заключили госконтракты и взяли на себя обязательства. А потом начали их нарушать.

— Почему с ними раньше не расторгли контракты?

— По нескольким причинам. Первая: ООО «Гидрострой» хоть и нарушило временные рамки госконтракта – все компании должны были сдать свои дома до 31 декабря 2015 года – но все же построило несколько домов. Оставшаяся компания обещала построить в первом квартале 2016 года. То есть работы велись, нельзя сказать, что они совсем ничего не делали.

Руководство ООО «СК «Дальпитерстрой» вело себя иначе – минимум начальных работ и одни обещания «вот-вот» начать строительство. Что это? Может, «саботаж»?

— Ну хоть с ними-то можно было госконтракт разорвать?

— С большим риском. Это довольно долгая процедура: снова объявлять конкурс, и, представьте себе, что ведь на конкурс мог никто и не прийти. И что тогда? Если в данном случае оставался шанс, что ООО «СК «Дальпитерстрой» все же начнет работать, то в случае провала конкурса вообще бы все остановилось на неопределенный срок.

С ООО «Гидрострой» контракт расторгают. ООО «СК «Дальпитерстрой» заявило о готовности достроить свои объекты и обратилось с просьбой не разрывать с ними госконтракт. В любом случае эти компании ничего не выиграли: потеря репутации надежного партнера, включение в черный список недобросовестных подрядчиков на федеральном уровне и большие штрафы могут поставить их на грань полного разорения. Но, честно говоря, мне их не жаль: люди взрослые, понимали, что делали и чем это для них может обернуться.

— Может, надо было раньше привлечь внимание общественности?

— Да, в общем, никто ничего и ни скрывал. Посмотрите на сайт Минстроя республики. Практически после каждого штаба по переселению (а они проводятся каждую неделю) появляется пресс-релиз, где рассказывается о происходящем вплоть до адресов стройплощадок, и проблему с подрядчиками тоже никто не скрывал.

Мало того, там же на сайте есть раздел, в котором размещается информация о ходе строительства на каждой стройплощадке вместе с фотографией, которую предоставляет подрядчик. И ее наличие говорит о том, насколько активно работает строительная компания. Мы живем в XXI веке, и сайт – это самый информативный современный ресурс. А пользоваться им или нет — это уже выбор каждого человека.

Кроме того, сотрудники Управления капитального строительства выезжают на стройплощадки и поддерживают постоянную связь с местными администрациями для контроля за происходящим и получения достоверной информации.

Добавлю, что и наш Центр общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» тоже ведет постоянный мониторинг на всех этапах строительства, в том числе осуществляя внеплановые проверки: выезжаем в районы, ведем фотофиксацию, разговариваем с местными жителями и своевременно информируем Москву, которая в свою очередь на постоянной основе проводит селекторные совещания с регионами, обладая всей полнотой информации.

— Если говорить о цифрах…

— То не все так уж плохо, как говорили. На сегодняшний день сдано 29,59% (11 тыс кв.м) плюс фактически построено, но оформляются еще 22,4%.

То есть фактически построено около 52% по этапу 2014-2015 гг.

— Существует ли выход из этой затянувшейся ситуации?

— То самое правительство республики, которое сейчас ругают все кому не лень, нашло выход. Минстрой Карелии вышел с инициативой о внесении изменений в законодательство, чтобы была предусмотрена возможность выкупа через госконтракт готовых квартир с целью нарастить объемы переселения, пока решается вопрос с подрядчиками. Насколько мне известно – опять же смотрим сайт Минстроя – уже прошли конкурсы. Так что для «очередников» будет возможность получить квартиры, соответствующие их ожиданиям, уже в обозримом будущем.

— В своих последних интервью глава республики говорил о каких-то кадровых изменениях: вроде бы люди, которые ранее работали в правительстве Карелии и тормозили процесс реализации программы переселения, теперь уже там не работают. Кого Худилайнен имел ввиду?

— Думаю, об этом правильнее спросить самого главу республики. На мой взгляд, тут тоже нет никакой тайны: глава ведь прямо сказал – работают новый министр и новый начальник Управления капстроительства республики. Возможно, об этих кадровых изменениях он и говорил.

— Что же делать людям, которые ждут переселения в новые квартиры? Ведь им так хочется поскорее въехать в благоустроенное жилье!

— Я это прекрасно понимаю. Но хочу обратить внимание еще на один факт. Давайте возьмем дома, которые построили АО «Карелстройеханизация» и ООО «Гидрострой»: это прекрасные современные дома, теплые, с просторными квартирами, современными системами отопления, сантехникой и планировкой. На мой взгляд, люди, которые в них переехали из аварийных домов, сами, своими силами просто не смогли бы приобрести жилье такого уровня, иначе они давно бы себе купили себе квартиры самостоятельно. В данном случае государство предоставило им новое комфортабельное бесплатное жилье. Только подумайте, какое огромное количество людей – те, кто не подпадает ни под какие программы, этого лишены! И сами решают свой квартирный вопрос…

Думаю, что ради получения новой бесплатной квартиры можно собраться с силами и подождать еще какое-то время.

— Что можно пожелать правительству республики?

— Желаю надежных партнеров. Как в любом процессе, в котором участвует несколько сторон, очень важно, чтобы все стороны выполняли свои обязательства. Правительство Карелии выполнило перед подрядчиками все обязательства, а два подрядчика, собственно говоря, подвели не только правительство, но и людей, ожидающих переезда в новые квартиры.

А что касается всей этой шумихи, которая раздувается в наших СМИ… Не забывайте, ведь скоро выборы. Ругать правительство проще всего. Труднее стать властью и самому сделать что-то по-настоящему полезное.