100 дней мэра Любарского: «Нам важно мнение каждого горожанина»

В первые 100 дней на посту мэра Владимир Любарский успел многое. Но главное, к чему он стремится сейчас, — сформировать команду городских единомышленников. В нее он готов включить не только сотрудников мэрии и депутатов, но и буквально любого человека, действительно неравнодушного к своему городу.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

— Приступая к работе в качестве главы города, вы объявили, что у вас уже есть некий план работы, условные «12 шагов Любарского». Превратились ли они в какую-то реальную программу действий?

12 шагов — мой первичный план на посту мэра — сложился из наблюдений, которые я делал, когда курировал Петрозаводск в качестве заместителя главы республики по внутренней политике. Я уже многократно рассказывал, как выписывал на доску для заметок самые острые городские вопросы. И сейчас, погрузившись в городскую проблематику, вижу, что этот список актуален, но должен должен быть расширен. По итогам первых 100 дней моей работы он был трансформирован в рабочую программу команды городских властей на ближайшие годы. Этот документ ляжет в основу изменений ранее созданной стратегии развития города. Наша программа развития Петрозаводска должна объединить усилия сотрудников городской администрации, депутатов Петросовета и общественности. Если мы все хотим быть единомышленниками, нам нужно понимать, куда двигаться, нужен общий план, который будет доступен и понятен и для всех. Свои принципы — открытость, прозрачность и здравый смысл — я обозначил с самого начала и им не изменяю.


Программа развития Петрозаводска

  • Внедрение новой модели работы общественного транспорта Петрозаводска
  • Возвращение к идее реализации концепции «Город у воды»
  • Модернизация и развитие системы наружного освещения
  • Проектирование и строительство новых школ и детских садов в разных районах города
  • Возвращение Петрозаводску репутации самого чистого города Северо-Запада России
  • Принятие муниципальной программы по замене обычных контейнерных площадок на контейнерные площадки закрытого типа
  • Обсуждение с общественностью Петрозаводска правил городского благоустройства для озеленения города
  • Благоустройство городских парков, скверов, зон отдыха и дворовых территорий
  • Обновление обветшавших и возвращение горожанам неиспользуемых спортивных объектов, реконструкция всех школьных спортзалов и школьных стадионов города
  • Развитие вело- и пешеходной инфраструктуры города
  • Консервация и снос всех руинированных городских объектов
  • Упорядочивание уличной торговли, в том числе ларьков
  • Ускорение расселения аварийного жилья

— Насколько глобально вы планируете изменить уже существующую стратегию развития города?

— Документ требует доработки с учетом мнения горожан. В нем много правильных и нужных слов, но когда начинаешь смотреть внимательнее и советоваться с общественностью, становятся видны очевидные пробелы.

Например, в действующем варианте стратегии никак не представлена транспортная реформа, а вопросы озеленения решались явно без горожан. То же самое и с доступностью городской среды для людей с ограниченными возможностями. Как раз недавно по этому вопросу у меня был на приеме режиссер Владимир Рудак.

— Давайте обсудим вашу рабочую программу развития Петрозаводска прямо по пунктам. Начнем с транспорта — он ведь неслучайно обозначен первым в списке?

— Транспорт сегодня — это действительно вершина городских проблем. Сложившаяся ситуация длится уже несколько десятков лет, она критична и никого не устраивает. Из полутора сотен сообщений, поступающих на мою страницу во «ВКонтакте«, треть посвящена именно работе общественного транспорта. Тот факт, что этот вопрос стоит для наших горожан крайне остро, подтвердил накануне на открытой планерке и руководитель ЕДДС, куда поступают обращения граждан. Речь шла о состоянии подвижного состава, о соблюдении графика перевозок. Люди жалуются на проблемы с оплатой, на то, что водители проезжают мимо остановок. У всех на слуху недавняя резонансная история, когда ребенка не выпускали из маршрутки, потому что он не смог заплатить за проезд из-за неработающего терминала.

Все это складывается в одну крайне неприглядную картину, которая резко контрастирует со столичным статусом нашего города. На основе глубокого предметного анализа мы планируем полностью обнулить транспортную историю Петрозаводска и начать работу с чистого листа.

— Каким образом вы это сделаете?

— Первым этапом будет создана новая транспортная схема, вторым станет переход на регулируемый тариф.

Сейчас город должен провести торги, чтобы выбрать компанию для подготовки схемы движения транспорта в Петрозаводске. Участники — ведущие компании страны: ВЭБ, Сбербанк, РОСДОРНИИ. Наберите эти названия в интернете в сочетании с фразой «транспортная реформа», и вы увидите, что это серьезные игроки, уполномоченные правительством Российской Федерации для решения транспортной проблемы в регионах.

Разработка схемы займет около 10 месяцев, будет стоить около 30 миллионов рублей, но в результате мы получим детальную модель работы городского транспорта, которую нам останется только воплотить в жизнь.

И вот тут мы приступаем ко второму этапу — созданию регулируемого тарифа.

Сегодня перевозчик сам назначает цену за проезд, и влиять на нее мы никак не можем. В работе с перевозчиком сегодня мы в принципе мало на что можем влиять: действующее законодательство так устроено, что у нас нет никаких рычагов воздействия — даже штраф за нарушения выписать нельзя. Мы только пишем гневные письма, фактически постоянно оставаясь в положении пострадавшей стороны. Но эту роль мы долго играть не намерены.

Получив на руки транспортную схему, мы попрощаемся со всеми участниками рынка и пригласим их работать дальше, но уже на наших условиях. Мы станем частично субсидировать перевозки и таким образом получим контроль над ситуацией.

 

— Через какое время новая модель транспортных отношений в Петрозаводске сможет реально заработать?

— Мы планируем перейти на регулируемый тариф к 2023 году. Но надо понимать, что внедрение новой транспортной схемы потребует колоссальных вложений — ориентировочная стоимость 4 миллиарда рублей без учета инфраструктуры. Кстати, я очень благодарен республиканскому правительству за то, что они уже сегодня дополнительно выделяют нам первые 30 миллионов рублей для выхода на торги.

Я знаю, что глава республики озабочен транспортным вопросом практически с первых дней своего пребывания в Карелии, и это дает мне основания надеяться, что общими усилиями этот важнейший для города вопрос будет в итоге решен.

— А как вы оцениваете реальные перспективы реализации проекта «Город у воды»? Ведь он уже почти десятилетие лежит в «долгом ящике». Вы всерьез планируете за него взяться?

— Не просто планируем, а уже приступили к работам. Комитет градостроительства и землепользования разработал интерактивная карту Онежской набережной от Лососинки до Песков. Теперь все желающие могут видеть, кому принадлежит тот или иной участок, его размеры, назначение и кадастровую стоимость. Это первый шаг к тому, чтобы освободить территорию у воды от непрофильных объектов. Здесь не должно быть промзоны — автостоянок, лесопилок, заброшенных пустырей. Это место для парков, скверов, лодочных станций, спортивных объектов и жилья, которое, подчеркну, должно быть гармонично вписано в облик береговой линии.

Фактически наша задача — продлить Онежскую набережную до Соломенного. Для этого мы будем работать с собственниками земельных участков, искать варианты, как нам освободить эти территории.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Буквально на днях на приеме у меня были несколько владельцев земли в районе набережной Варкауса. Они услышали о наших планах и пришли обсудить варианты. Первый — выкуп частных участков для обращения их в муниципальную собственность. Согласие главы республики на это уже получено. Но этот процесс будет долгим — денег у нас немного и покупать мы будем очень медленно — не больше объекта в год.

Проговорили и более быстрое решение — владельцы небольших участков на набережной объединяются и мы совместными усилиями ищем частного инвестора, заинтересованного работать в этом месте. Все в выигрыше: выкуп происходит быстрее, а город получает проект комплексной застройки, вписывающейся в концепцию создания комфортной среды прибрежной территории. Естественно, такой проект должен публично пройти все этапы профессиональной и общественной экспертизы. Застроить всю набережную 10-этажными домами никто не даст.

— А не собираетесь ли вы вернуть городу столь важные для подобной экспертизы должности главного архитектора и художника? Уже несколько лет обсуждается, что без них гармоничный городской облик создавать сложно.

— Мы недавно встречались с коллегами из градсовета, а также с художниками и дизайнерами, которые в него пока что не входят. И когда они заговорили об этом вопросе, я спросил: как торговый центр «Макси» соответствуют архитектурному облику того Петрозаводска, который был у нас раньше? Наверное, никак. Но решение о его строительстве было принято, когда у города был главный архитектор. Как и решение о сносе кинотеатра «Сампо».

Практика показывает, что в современном мире единолично такие решения приниматься не должны. А формат участия в них архитектурного и художественного сообществ может быть самым разным. Главное, чтобы это участие не было второстепенным и декоративным.

 

Я предложил включить в градостроительный совет вместе с архитекторами художников и дизайнеров. Например, если мы захотим какой-нибудь маяк на набережной построить, то архитектор нам скажет, не нарушена ли вертикаль, а дизайнеры с художниками оценят эстетические качества.

— Еще одним очевидно ошибочным решением городских властей когда-то стала замена городских фонарей на энергосберегающие светодиодные светильники. Последствия мы ощущаем уже многие годы — в Петрозаводске очень темно. Как вы планируете исправлять ситуацию?

— Действительно, положение с освещением тяжелое. Общие потери города от заключенного в 2013 году контракта, по различным оценкам, достигают 300 миллионов рублей. С этими долгами город расплачивается до сих пор, и это существенно тормозит модернизацию и развитие системы освещения во дворах и на улицах города.

Рассчитаться полностью мы надеемся в следующем году. А пока ведется точечная работа. Постепенно по мере сил меняем не оправдавшие себя энергосберегающие светодиодные светильники. На всех ключевых дорогах города устанавливаем сейчас порядка трехсот дополнительных светоточек. Совсем недавно, например, инспектировали улицу Шотмана, где идет монтаж более тридцати уличных фонарей, в том числе и на печально известном перекрестке с улицей Мелентьевой — там год назад произошло трагическое ДТП со смертельным исходом.

— Следующий пункт вашей рабочей программы — проектирование и строительство новых школ и детских садов…

— Для школ самой нашумевшей сейчас, пожалуй, остается проблема формирования очереди в первые классы. В Петрозаводске мы частично перешли на электронную запись. Но это только для пилотных школ, и в них ночных стояний с кострами и побоищами в этом году действительно не было. Этот механизм надо продолжать использовать, хотя он и требует усовершенствования. Будущее за электронной записью.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Что касается новых школ, то в последний раз они строились в Петрозаводске, кажется, еще в 80-х годах. Поэтому появление в этом году новой 55-й школы на Древлянке — колоссальный шаг вперед. На днях инспектировал ее строительство — масштабный объект, признаюсь, я таких школ еще не видел. И хотя работать 55-я школа начнет не раньше второй четверти, я думаю, что уже в этом году она поможет значительно разгрузить не только Древлянку, но и близлежащие районы.

К сожалению, в вопросах строительства образовательных учреждений мы не можем рассчитывать только на себя — нам нужна помощь республиканского бюджета и участие в федеральных проектах. Поэтому точно сказать, когда планируется следующая большая стройка, я не могу. Но, по моим наблюдениям, сейчас в рамках национального проекта «Демография» может быть запущена некая программа реновации действующих школ. Такие школы, как наши 20-я, 25-я, 9-я, безусловно, требуют обновления. Они находятся в центре города, на компактных участках и просто снести их для того, чтобы построить новые, мы не сможем — нам не вписаться в современные строительные и образовательные нормативы.

Мне кажется, это понимают и наверху, и вполне возможно, что модернизация старых школ не за горами. И тут королем будет тот, у кого будет проектно-сметная документация. Республика уже запросила у нас всю информацию по таким образовательным учреждениям — значит, подготовка к этой работе началась.

 

По детским садам ситуация похожая, но чуть лучше. Детские сады строятся в Петрозаводске активнее. Недавно на Кукковке открылся новый суперсовременный сад «Акварельки». Завершается строительство здания детского сада на 300 мест на улице Хейкконена. Продолжается проектирование здания детского сада на 300 мест в районе улицы Чехова. Проблемы с очередями в детские сады в некоторых районах уже решены, но не везде.

Чтобы определиться в наших дальнейших планах, я поручил моему заместителю Наталье Кармазиной серьезно проанализировать потребности города в образовательных учреждениях и на основе этого анализа внести предложения, как нам распределить ресурсы бюджета при подготовке проектов новых образовательных учреждений. И пока этот комплексный план готовится, мы работаем с фрагментарными решениями. Например, если застраиваем район ДСК по проекту «Город у воды», то накладываем на застройщика обязательства по строительству школы, которую потом будем у него выкупать.

— Отдельным пунктом вашей рабочей программы вы выносите «Возвращение Петрозаводску репутации самого чистого города Северо-Запада России». Вы действительно верите, что это возможно?

— Я не вижу причин считать это невозможным. Если однажды Петрозаводск смог получить этот почетный статус, значит, и теперь у него есть шанс.

Но если по транспортной реформе у нас уже фактически готов план действий, то в реформировании системы уборки мусора еще только разрабатываем. дорожную карту. Но это не значит, что мы совсем не начали действовать.

Уже достигнута договоренность с Дмитровским шинным заводом, который разгрузит заполненные шинами площади на территории «Автоспецтранса», чтобы можно было вывозить покрышки, оставленные во дворах у контейнеров.

Республиканский бюджет направляет нам в ближайшее время 20 миллионов рублей на установку во дворах закрытых контейнерных площадок с бетонированным основанием, крышей, стенами и закрывающимися дверьми. Этими площадками планируется планомерно заменять все открытые контейнеры — это поможет бороться с грызунами и улучшит качество уборки. При этом важно, чтобы контейнерная площадка любого типа зачищалась бы сразу после того, как контейнер с мусором опустошили. Мы будем выделять на такую уборку дополнительные бюджетные деньги.

Но самая самая большая проблема наших дворов — крупногабаритный, в том числе и строительный мусор, который граждане складируют возле контейнеров в нарушение всех правил. «Автоспецтранс» вывозить его не обязан, и в итоге эта грязь копится годами. Сейчас администрация города совместно с региональными оператором и Министерством природопользования как раз ищет решение этого вопроса.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Серьезный вопрос, над которым мы сейчас работаем, — это закрепление за конкретными собственникам всех контейнерных площадок, расположенных на неразграниченных территориях. Все площадки для мусора в городе должны в итоге находиться на придомовых территориях и иметь своих хозяев, которые будут отвечать за их уборку и содержание.

— Не намерены ли вы каким-либо образом менять подрядчика, убирающего городские улицы и дороги? Сегодня это монополист «ТехРент», к работе которого у горожан много вопросов.

— Я знаю этих проблемах, но могу сказать, что контракт с «ТехРентом», заключенный городом до 2024 года, не так плох, как о нем говорят. За те деньги, что в нем заложены и с учетом вновь построенных за последнее время улиц, которые «ТехРент» убирает фактически бесплатно, мы не получим никакого нового серьезного игрока.

Сейчас рассматриваются различные варианты появления конкурирующих подрядчиков в этой сфере, но пока что все упирается в низкую стоимость контракта и закон о госзакупках, по которому, если поделить город на участки и предложить их обслуживание нескольким небольшим компаниям, высока вероятность, что выиграет самая слабая, и мы потом не будем знать, как от нее избавиться.

 

Если быть до конца откровенным и говорить о проблемах с мусором, которые меня как главу города ставят в тупик, то самом серьезным препятствием для чистого Петрозаводска я лично считаю наше собственное сознание.

Выходя за пределы своей квартиры, мы перестаем чувствовать себя хозяевами своего города. Это видно на каждом шагу. Этим летом поставили десятки урн на набережной — и все равно окурки лежат прямо у скамеек и в вазонах для цветов. Установили новые остановки — и уже на следующий день они изрисованы. Починили скамейку на площади Кирова возле пушки — и тут же я получаю фото во «ВКонтакте»: она уже сломана. Что с этим делать? У властей быстрых решений нет. Тут многое зависит от самих горожан. Маргиналы и хулиганы всегда останутся, но нам нужно воспитывать себя и своих детей. Согласитесь, если в школе ребенок хотя бы иногда выходит на субботник, он вряд ли станет после этого бездумно сорить на улицах. Нам надо изменить свой образ мыслей. Жили же мы когда-то иначе! Я еще помню те времена, когда петрозаводчане искренне считали город своим домом и относились к нему бережно.

— Вы недавно раскритиковали городские клумбы. Нам с коллегами показалось, что в этом году они получились особенно красивыми. Что именно вам не понравилось?

— Во-первых, сроки. Красивые клумбы должны появляться в городе уже в июне, а у нас некоторые цветы высадили только к августу. Во-вторых, надо подходить к оформлению цветочных композиций более креативно. Если в следующем году мы планируем праздновать юбилей Петра I, то в честь этого события в городе мог бы появиться, например, цветочный петровский ботик.

Также в сегодняшнем подходе к озеленению мне кажется неправильным, что мы высаживаем слишком много тонкомеров — это совсем молодые деревца, почти побеги, которые трудно приживаются, их часто ломают, и вообще ждать, когда они вырастут, надо слишком долго. Мы уже обсудили с коллегами, что надо сразу сажать взрослые деревья. Можно даже выкапывать где-то без ущерба для природы крупномерные деревья и высаживать их в городе, чтобы они сразу были заметны.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Кроме этого, надо постепенно начать менять посаженные в послевоенные годы старовозрастные деревья на новые. От аварийных тополей надо уходить и сажать клены, березы и другие долговечные породы.

А недавно еще возникла дискуссия о том, как часто надо стричь газоны. Я пригласил на прием гражданина, которого, судя по его сообщениям, очень волнует этот вопрос. Хочу сам послушать, что он предлагает.

— Насколько всерьез вы готовы следовать советам горожан, например, в тех же вопросах озеленения?

— Я думаю, все, что касается повседневных нужд горожан, надо с ними же и обсуждать. За кулуарные решения иногда приходится платить слишком дорого.

Но надо понимать особенности диалога с населением и не становиться марионеткой в руках интернет-общественности. Для этого необходимо всегда подключать профессионалов-экспертов. Только они способны предлагать по-настоящему системные, комплексные решения. Хотя иногда бывает достаточно и точечных шагов.

 

— «Благоустройство городских парков, скверов, зон отдыха и дворовых территорий» — один из проектов вашей рабочей программы. Помимо набережной, которую, по вашим словам, ждет продление, каким проектам вы сегодня уделяете особое внимание?

— Ключевской карьер, «Каменный бор». Также мы держим на особом контроле обращения граждан, касающиеся внесения изменений в генплан города. Речь, например, о проезде Тидена, где участки для многодетных оказались расположенными на землях лесного фонда.

— С чего вы планируете начать работу по возвращению горожанам неиспользуемых и обветшавших спортивных объектов — спортивных и тренажерных площадок, стадионов?

— Спортивный образ жизни надо прививать с самого детства. Поэтому первым делом началась разработка муниципальной программы по реконструкции всех школьных стадионов и спортзалов. Составление реестра этих объектов уже завершается. Проанализировав ситуацию, мы сможем спланировать нашу работу исходя из имеющихся ресурсов: что-то будем чинить, а где-то придется о строить заново.

В остальном, что касается городских спортплощадок и стадионов, администрация города ведет совместную работу с республиканскими властями. Сейчас, например, серьезно ремонтируется стадион «Юность».

Есть в Петрозаводске, к сожалению, и ряд районов, обделенных спортивной инфраструктурой. Тут в первую очередь на ум приходит Октябрьский проспект, где спорт когда-то был, но теперь сейчас исчез.

Первая такая точка — это хоккейная коробка возле обветшалого здания бывшей ДЮСШ № 6, которое мы вынуждены сносить, но при этом хотим сохранить в этом месте спортивную зону. Может быть, уже этой зимой нам удастся залить здесь каток. А в перспективе тут должен появиться более серьезный спортивный объект — возможно, ФОК.

Вторая точка — стадион «Машиностроитель» — более проблемная, так как принадлежит частному лицу. Вернуть стадион городу можно только одним способом — выкупить его у частника. В правительство я с этим вопросом сходил, с премьером поговорил, объяснил ситуацию, он обещал подумать. В конце концов сумела же республиканская власть приобрести для театра «Творческая мастерская» стремительно ветшавшее здание Дома культуры ОТЗ.

Когда речь идет о спортивных объектах, тут же встает вопрос развития велоинфраструктуры — это ведь тоже спорт. Поставил задачу коллегами совместно с велообщественниками конкретно определить, где должны быть проложены для начала хотя бы еще 2-3 полноценных законченных веломаршрута. Таких, чтобы точка А соединялась бы с точкой Б. Условно говоря: решите, как доехать от «Фонтанов» до Песков или от Сайнаволока до Сулажгорских высот. И определите перечень работ, необходимых на этих маршрутах. Сразу все мы не осилим, но появились деньги — сделали кусочек, и так постепенно маршрут будет прирастать. По этой схеме уже скоро должна появиться велодорожка до Лососинного.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Фото: «Республика» / Леонид Николаев

— Когда вы планируете снести заброшенные здания и другие городские руины?

— Для начала разработан перечень руинированных объектов, на котором отмечено все, что касается городской «заброшки». Горожане могут дополнять этот список. Остальное зависит от имеющихся в бюджете средств. Если бы у нас были деньги, мы бы снесли все прямо завтра. Но приходится, к сожалению, двигаться поэтапно, расставляя приоритеты с учетом мнения горожан.

— А в вопросах организации уличной торговли вы тоже будете советоваться с горожанами? Может быть, им на самом деле удобно покупать огурцы и цветы у бабушек возле Центрального рынка?

— Мне кажется, что продавцы возле Центрального рынка вообще могут служить индикатором того, что у нас в городе происходит с уличной торговлей. Она была, есть и, вполне возможно, еще долго будет.

Я нахожусь в больших сомнениях, а надо ли в принципе с такими вещами бороться. Может быть, стоит, наоборот, придумать для этих бабушек какие-то помосты удобные или еще что-то, чтобы всем комфортнее и место выглядело более эстетично Пока что у нас нет очевидного решения и торопиться мы не будем. Надо действительно посоветоваться горожанами.

Я уже имел возможность убедиться, что жители петрозаводска в таких вопросах — хорошие советчики. К ним стоит прислушиваться. Так, например, они обратили наше внимание на то,что на набережной есть шашлыки и пиво, а воды и мороженого купить негде. Мы учли их пожелания и поставили палатки.

Возможно, в рамках концепции развития этой территории здесь перспективе здесь могут появиться и более серьезные точки общепита, но только где-то на периферии, не в ущерб спортобъектам, зонам прогулок и отдыха.

Другой пример тоже с набережной — лодочная станция. Сколько лет горожане жаловались: мол, живем у воды и ни одной лодки не видим. Да, теперь многие говорят, что им не нравится новый арт-объект, установленный Виктором Дмитриевым. Но давайте взвешивать: нам важнее иметь лодочную станцию и потерпеть рядом с ней символическую скульптуру, которая не всем нравится, или пусть лучше на этом месте по-прежнему не будет ничего?

Виктор Дмитриев, руководитель клуба «Полярный Одиссей», сегодня оказался единственным, кто смог предложить городу хоть какую-то проект в этом месте. И пусть он кажется кому-то местечковым и простоватым, но он работает, лодки курсируют и, возможно, завтра сюда захочет прийти серьезный инвестор с современным оборудованием для водных прогулок. А пока будем благодарны за то, что для нас делают такие люди как Виктор Леонидович — они настоящие энтузиасты, влюбленные в свое дело.

 

Надо быть гибче, чтобы иметь возможность двигаться вперед. Я , например, за то, чтобы прямо сейчас высадить хотя бы крошечный бизнес на Ключевской карьер. Потому что следом там появится спасатель с лодкой, и эта точка станет уже более цивилизованной.

Давайте в Песках построим базу отдыха с лодочной станцией, где будут давать в прокат каяки, но вместе с ними тут опять таки появится спасатель и лодка с мотором. Пусть там и неофициальный пляж, но, по крайней мере, пребывание в этой зоне отдыха станет чуть более безопасным для тех, кто решается купаться, игнорируя предупреждения.

На днях я зашел выпить кофе в  Crema-кафе, и ко мне подошел его хозяин Сергей Гапанович, автор знаменитой «Долины зайцев». Хочу, говорит, открыть на Неглинке, в ямке возле «Спорттоваров», кофейню, обещаю за ее счет развивать и обустраивать парк. Почему нет? Попросил у него проект, уже отдал коллегам из мэрии для изучения.

Все наши действия, помимо решения текущих проблем горожан, должны быть направлены на то,чтобы лицо города, такое узнаваемое раньше, но практически стертое за последние десятилетия, снова проявилось, стало бы более выразительным и обрело новые черты. В том числе это может быть связано с появлением новых туристических или исторических объектов.

Например, мы приобретаем памятник металлургу Чарльзу Гаскойну, история которого неразрывно связана с Петрозаводском, или памятник нашему земляку Михаилу Перхину — о нем сейчас мало знают, но он был мировой величиной ювелирного искусства, одним из ведущих мастеров знаменитого Фаберже.

— А каким именно лично вам видится лицо Петрозаводска?

— Я хорошо знаю лицо нашего города, помню его с детства. Это город чистый и очень зеленый. Приветливый и комфортный.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Фото: «Республика» / Леонид Николаев

— Ваши социальные сети поражают количеством обращений. Вы так и планируете работать в ручном режиме или все-таки намерены выстроить какую-то систему?

— Управленческая наука допускает режим ручного управления, но в кризисных ситуациях это не долгосрочный вариант работы. Моя задача как главы города — как можно скорее начать работать в системе. И это прежде всего означает работу с системными людьми. Поэтому одно из ключевых направлений моей работы сейчас — формирование команды. Главное, что тут мы обошлись без революционных изменений — люди, которые сейчас приходят к нам работать, всем понятны, известны, надежны.

В моем понимании наша команда не ограничивается только сотрудниками мэрии. Я бы хотел видеть среди наших единомышленников и депутатов городского совета, и экспертов самых разных направлений, и общественных деятелей, и просто неравнодушных горожан. Думаю, по нашей работе все уже поняли, что мы готовы к открытому обсуждению любых, казалось бы, даже самых спорных вопросов. Сейчас нам нужно и важно мнение буквально каждого жителя города.

— А как складываются сейчас ваши отношения с республиканскими властями?

— Ровно так, как они и должны складываться. Я работаю в команде главы республики и буду продолжать это делать. Я всегда помню о том, что с одной стороны избран депутатами, а с другой направлен сюда главой Карелии, и город с республикой должны оставаться в рамках единого процесса.

С уверенностью могу сказать, что точка в вечных противоречиях республиканских и городских властей в Карелии поставлена, к этому мы больше не вернемся никогда.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Фото: «Республика» / Леонид Николаев