У российских метеорологов — юбилей

185 лет гидрометеорологической службе России, одной из старейших в мире. В работе этой службы не было перерывов за всё время её существования. И сегодня у тысяч российских метеорологов есть много поводов для профессиональной гордости.

Еще на заре деятельности российской Академии наук (1724 г.) в Петербурге была создана городская сеть метеорологических станций, а первые инструментальные метеорологические наблюдения  были начаты 1 декабря 1725 года академиком  Ф.Х. Майером. Организацию метеорологических наблюдений в России возглавил профессор Казанского университета А.Я. Купфер. По его мысли «польза, проистекающая от изучения метеорологических и магнитных явлений,  не ограничивается одними приложениями к общественному благосостоянию; изучение сих явлений занимает важное место  в изучении природы вообще».

Этот учёный предложил создать «Нормальную обсерваторию» в Петербурге, обсерваторию первого разряда в Нерчинске и Златоусте, обсерваторию второго разряда в Колыване и метеорологические обсерватории в Богословске, Екатеринбурге и Лугани, где имелись горные заводы.

 

26 апреля 1834 года, согласно «высочайшему соизволению» Императора Николая I, имевшему силу закона, в Санкт-Петербурге при Корпусе горных инженеров были учреждены «Нормальная обсерватория» c филиалами.  С 1837 г. в России начались регулярно издаваться материалы метеорологических и магнитных наблюдений.

Основание Россией сети обсерваторий послужило импульсом к развитию геофизических наблюдений на земном шаре и международному сотрудничеству в этой сфере. В 1850 году в Эдинбурге А.Я. Купфер выступил с призывом к западным странам  последовать примеру России  по расширению метеорологических наблюдений в Европе.

Первое здание ГФО

Первое здание ГФО

Настоящему прорыву в развитии мирового метеорологического сообщества фактически поспособствовала  Крымская война. После знаменитой Балаклавский бури, разразившейся на Черном море 14 ноября 1854 года, и потопившей  40 кораблей англо-французского флота, директор Парижской обсерватории Урбен Леверье обратился с просьбой к знакомым европейским учёным прислать ему сводки о состоянии погоды в период с 12 по 16 ноября.

Когда сводки были получены и их данные нанесли на карту, стало ясно, что ураган, потопивший корабли, можно было предвидеть заранее. Таким образом, 19 февраля 1855 года является днем рождением «первой карты погодной обстановки». Первая синоптическая карта, которую тогда ещё так не называли.

В 1856 году  по инициативе Купфера и Леверье между Францией и Россией был организован обмен метеорологическими сводками, данные из Петербурга также передавались в Гамбург, чтобы информировать тамошних судовладельцев о погоде в Петербурге и Ревеле.

На конгрессе в Вене (1873), по инициативе руководителя Российской службы академика Г.И. Вильда, была создана Международная метеорологическая организация (ММО), а в 1879-1896 годах он её возглавлял.

Международная метеорологическая организация была создана в 1873 году по инициативе руководителя Российской службы академика Г.И. Вильда.

В пору зарождения русской авиации в начале XX-го века стало ясно, что метеорологические условия являются важнейшими элементами воздушной  обстановки.

Первые аэропланы обладали высокой парусностью, плохой аэродинамикой и слабым мотором, поэтому в ветреную погоду полеты не производились. В частных авиаклубах, где обучались первые летчики, порывы ветра были настоящим бичом.

Примечательно, что на Первый Всероссийский праздник воздухоплавания в сентябре 1910 года в Петербурге, на Комендантском аэродроме, специально были приглашены студенты под руководством инженера Н.А. Рынина, преподававшего метеорологию. Они разместили на летном поле измерительные приборы и вели наблюдения за погодой. Этот факт можно считать прообразом  метеорологического обеспечения полетов.

aZlFejRh_GUВ России метеорология была включена в программу обучения Офицерской воздухоплавательной школы, начавшей свою деятельность в 1910 году.

Применение авиации в ходе первых боевых действиях показало, что осведомленность о погоде способна снизить количество аварий, повысить безопасность пилотов и точность поражения противника. В 1914 году, сразу после начала Первой мировой войны при Генеральном штабе русской армии было организовано Специальное управление по метеорологическому обеспечению полетов военных аэропланов. В последующие десятилетия требования к метеорологической информации только росли, по мере развития воздушных судов.

Гражданская война и интервенция после Октябрьской революции нанесли огромный ущерб наблюдательной сети страны. Перестали финансироваться и прекратили работу 1072 станции в Европейской территории России и 461 станции в Сибири.

Однако к 1920 году на территории России действовало 673 станции, а 21 июня 1921г. Совет народных комиссаров принял «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР», подписанный Лениным.

В службе действовало научно-техническое издательство, было создано четыре завода по выпуску гидрометеорологических приборов. К этому времени в системе работало около 30 тысяч сотрудников.

С началом Великой Отечественной войны Гидрометслужба страны была переведена в состав Красной Армии. Обеспечение боевых действий Вооруженных Сил в 1941–1945 годах является одной из ярких страниц деятельности службы.

метеорологи внесли вклад в дело великой победы

Метеорологи внесли вклад в дело великой победы

На июнь 1941 года в СССР функционировало 3 947 метеорологических, 190 аэрологических, 240 авиационно-метеорологических станций, 4 463 гидрологических станций и постов.

В октябре 1941 года союзники по антигитлеровской коалиции договорились о поставках из США в СССР боевых самолетов. В связи с тем, что доставка северным маршрутом через Мурманск оказалась чрезмерно опасной, а южным маршрутом через Иран – слишком протяженной, было принято решение об организации воздушной трассы, которая соединила бы Аляску и Сибирь (АЛСИБ). Предстояло организовать метеорологическое обеспечение перелетов по новой трассе.

В сжатые сроки, всего за 10 месяцев было закончено строительство и реконструкция шестнадцати аэродромов. К созданию системы метеорологического сопровождения на просторах Сибири были привлечены огромные ресурсы. На вновь созданных аэродромах сформировали авиационные метеорологические станции.

Международная воздушная трасса начиналась в американском Форбенксе, эксплуатировалась она советскими экипажами, и большая ее часть проходила по территории СССР.

У Рабочего Места Техника Метеоролога АМС Петрозаводск

У рабочего места техника-метеоролога АМСГ

В сентябре 1942 года по АЛСИБу пошли первые группы самолетов, передаваемых США по ленд-лизу. К моменту окончания войны система метеорологического обеспечения насчитывала уже 82 станции. А всего по трассе в годы войны было проведено около восьми  тысяч самолётов!

В 60-80 годы XX века огромное развитие получили спутниковые методы исследования в области гидрометеорологии. Впервые в нашей стране проводится полномасштабная инвентаризация источников выбросов в атмосферу. В эти же десятилетия, по инициативе академика Ю.А.Израэля были  созданы службы контроля загрязнения атмосферы и водных объектов.

Академик Ю.А.Израэль

Академик Ю.А.Израэль

После распада СССР была образована Гидрометслужба России.

Три четверти задержек в работе воздушного транспорта связаны с погодой, и почти половина авиационных аварий происходит при полетах в неблагоприятных метеорологических условиях.

D_MRLАвиация является одним из наиболее чувствительных к погоде секторов экономики. При удвоении воздушного движения каждые 15 лет растет спрос на качественное метеорологическое обслуживание. Поэтому обеспечение гражданской авиации является приоритетным направлением деятельности Росгидромета.

В Российской Федерации авиационное метеорологическое обслуживание осуществляют 249 подразделений, в которых трудятся более трех тысяч специалистов. Ежегодно они производят миллионы единиц метеорологических данных.

Сегодня ответственность за открытое небо России несет ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» – организация с сетью региональных подразделений в аэропортах России. Благодаря их работе оправдываемость прогнозов погоды на отечественных аэродромах остаётся очень высокой и составляет 94%, а количество обслуженных самолетовылетов составило в прошлом году 1 миллион 147 тысяч.

Оправдываемость прогнозов погоды на российских аэродромах – 94%.

Авиационная метеорологическая станция (гражданская)  4-го разряда АМСГ «Петрозаводск» уже 7 лет входит в состав Северо-Западного  филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Её деятельность встроена в  регламент работы аэродрома «Петрозаводск», наблюдения за  состоянием погоды она производит в ежеминутном режиме.

Всё началось в 1965 году, когда  в аэропорту «Петрозаводск-2» была открыта АМСГ-2, которая тогда входила в состав Карельского ЦГМС Северо-Западного управления Госкомгидромета.  Первым начальником АМСГ был Виктор Александрович Кораблев.

В девяностые годы в аэропорту открылись международные рейсы, и метеорологи начали проводить метеообслуживание  по требованиям всемирной авиационной ассоциации – ИКАО.

У стойки КРАМС - ИнженерАМСГ Петрозаводск

У стойки КРАМС — Инженер АМСГ Петрозаводск

В 1994 году АМСГ переходит в состав ГАП «Аэропорт Бесовец» и с этого времени, вплоть до февраля 2012 года действует как подразделение аэропорта. Включение в состав Северо-Западного филиала позволило АМСГ провести полную замену метеорологического оборудования: были установлены финские датчики параметров ветра, видимости, давления, температуры и влажности, установлена автоматизированная измерительная система КРАМС-4. Процесс внедрения новых автоматизированных приборов и средств наблюдения продолжается по сей день.

В оперативном режиме авиационные метеорологи представляют экипажам самолётов, службам аэропорта и Петрозаводскому центру ОВД информацию о дальности видимости, высоте нижней границы облаков, скорости и направлении ветра, температуре, давлении и влажности. В ночное время, когда полетов нет, наблюдения проводятся в автоматическом режиме.

Установленный в Петрозаводске современный метеорологический радиолокатор имеет радиус обзора 150-200 км и позволяет дистанционно измерять интенсивность воздушных движений в облаках, фазовое состояние и размеры частиц облаков и осадков.

Сегодня коллектив АМСГ «Петрозаводск» полностью укомплектован специалистами, они регулярно проходят оценку компетентности по системе менеджмента качества. АМСГ наконец-то переехала из старого деревянного здания постройки 1964 года, – комфортно стало всем, и метеорологам и авиапользователям. С начала 2019 г. метеорологическое обеспечение на аэродроме «Петрозаводск» получили 355 самолетов и вертолетов.