Свет как искусство: в Карелии сняли первое ток-шоу с участием светохудожников

В рамках проекта «Большая музыка для малых городов» на съемочной площадке в Петрозаводске собрались ведущие мастера, которые работают с исполнителями уровня «Сплин» и Моргенштерна, создают масштабные световые шоу и визуальные инсталляции по всему миру. Как свет объединяет людей в пандемию, реально ли сделать черные лучи, как найти баланс между светом и темнотой в городе – мы собрали для вас самые интересные моменты беседы.

Ток-шоу "Свет как искусство". Фото: Денис Хямяляйнен

Освещение в театре или на концерте — дело привычное и понятное:  позволяет видеть происходящее на сцене, создает атмосферу, расставляет акценты. Но это далеко не все возможности света: за последние годы из вспомогательного инструмента он превратился в самодостаточного героя. Кинетические скульптуры, световые шоу, ландшафтное освещение, 3D-проекции на зданиях — в этих направлениях сегодня работают художники по всему миру.

Это молодое искусство активно развивается, выходит на новые уровни. О том, куда оно движется и как справляется с вызовами времени, говорили на первом в Карелии ток-шоу «Свет как искусство». Его участниками стали мастера, которых зрители обычно не видят, но от которых зависит красота и гармоничность итоговой картинки.

Дмитрий Полтавский — специалист по сценическому свету, работает в команде группы «Сплин».

Никита Краснов — художник по свету, работает с рок-группой Louna и рэпером Моргенштерном.

Алексей Евстифеев — специалист по сценическому освещению, работает на мероприятиях от stand-up шоу до церемоний вручения различный премий и концертов звезд российской эстрады.

Кирилл Зебольд — моушен-дизайнер, начинал на телевидении Костомукши, сегодня реализует крупные федеральные проекты.

Кари Кола — художник из Финляндии, реализовал более двух тысяч проектов, среди которых светодизайн штаб-квартиры UNESCO в Париже, световое шоу в Стоунхендже, инсталляция «Дикая красота» в Коннемаре (Ирландия).

Иво Шуфс — физик и художник из Нидерландов, создает масштабные аудио- и визуальные инсталляции по всему миру.

О том, как выглядит работа мастеров, рассказывает небольшое видео от организаторов:

В течение часа участники ток-шоу рассказывали о тонкостях своей профессии. Обсудить успели многое: от навыков, необходимых художнику по свету, до черных лучей и меняющих цвет вокзалов.

Дело техники

Наши герои, хоть и работают в одной сфере, специалисты очень разные. Они и искусством света заинтересовались по-своему: кто-то в детстве впечатлился северным сиянием, а для кого-то судьбоносным стало шоу группы Rammstein. Образование опять же у всех разное: музыкант, физик, инженер.

А что из этого оказывается полезнее, без каких навыков не обойтись при работе со светом?

«Я считаю, что, если светохудожник или дизайнер работает с музыкальными коллективами и не знает хотя бы базовую ритмическую основу, это очень плохо», — начал Никита Краснов, который обязательно прослушивает сет-лист концерта, прежде чем придумать световое оформление.

«Если человек не знает физических основ того, что он делает на сцене (почему вот этот свет светит вот так, можно ли повесить это туда, не упадет ли оно на артиста), без этого тоже очень тяжело, — продолжил Дмитрий Полтавский. — Должны быть какие-то базовые знания по физике происходящего процесса».

«Дизайнер должен понимать и музыкальную составляющую, и составляющую физическую, — согласился c коллегами Алексей Евстифеев. — Но самое главное, что бы я третьим добавил, — человек должен мыслить в трех плоскостях. Это самое главное, потому что нарисовать можно все что угодно, но в итоге это получится двухмерным. Нужно понимать глубину».

 

Палитра технических средств для работы со светом сегодня без преувеличения огромна. И результат с ее помощью можно получить практически любой — в зависимости от площадки, бюджета и конкретных целей. Но есть и инструменты, которых мастерам не хватает, — порой весьма экзотичные.

«Я бы хотел для своих метал-концертов, чтобы у меня были черные лучи, от которых идет тьма просто, и люди исчезают. То есть не луч, а что-то обратное, что-то, что забирает свет», — поделился Никита Краснов.

И тут даже возникла небольшая дискуссия: возможно ли в принципе сделать что-то подобное? Свою версию высказал Иво Шуфс, который не только художник, но и профессор кафедры оптики:

«Черный луч — это ведь, по сути, отсутствие света. Я знаю, что можно сделать черный огонь с помощью особых солей металлов, это возможно. Возможна еще одна опция: если осветить заполненное дымом помещение, поставив вентилятор, который бы дым разгонял, тогда свет мог бы исчезнуть, потому что не было бы отражения света на частицах тумана. Я об этом тоже сейчас думаю, потому что это очень интересный вопрос, и было бы здорово с отсутствием света поиграть».

Свет объединяет

Пандемия коронавируса изменила форматы работы во многих сферах. Особенно это сказалось на культурных мероприятиях: что-то приходилось отменять, что-то переводить в онлайн-формат. Для специалистов по свету, впрочем, это стало толчком для творчества.

Иво Шуфс и Кари Кола, известные своими масштабными проектами, в разгар пандемии организовали инсталляцию в голландском Эйндховене. Они запустили в воздух тысячу красных гелиевых шаров — знак надежды для людей, запертых дома локдауном. Проект назвали «Соединяя точки».

«Мы решили создать что-то масштабное, чтобы вовлечь в это миллион людей, даже несмотря на ограничения. Поскольку мы не могли собрать их в одной точке, мы решили сделать это таким образом, — объяснил Кари Кола. — Мы хотели привлечь и природу к этому. Вы знаете, что у нас была тысяча красных воздушных шаров, но нам очень сильно помог и ветер, мы поменяли образ неба на какое-то время».

«Люди почувствовали, что они объединены, — добавил Иво. — Для них это было зрелищно, они могли почувствовать красоту: красное, голубое, контрастные цвета, они двигались постоянно. Мне показалось, что это действительно похоже было на какое-то волшебство».

Идею поддержать людей в самоизоляции подхватили и многие музыканты, которые стали давать онлайн-концерты. И это был интересный опыт. Но такой формат вряд ли когда-нибудь победит живые выступления, считают мастера.

Дмитрий Полтавский. Фото: Денис Хямяляйнен

Дмитрий Полтавский. Фото: Денис Хямяляйнен

«Мне кажется, что вся вот эта онлайн-история носит временный характер, — заметил Дмитрий Полтавский. —  Это не полноценная замена: любое шоу задействует много разных сенсоров человека. Запахи, другие люди вокруг, эффект толпы — это, конечно, ни один самый крутой экран не передаст. Но онлайн-шоу выполнили свою самую главную задачу: они помогают людям продержаться, пока это все наконец-то не кончится».

Сохранить темноту

Искусство света — история не только про разнообразные шоу, но и про освещение городов. И это крайне важная сфера: городское пространство влияет на психологическое состояние людей, а потому должно быть гармоничным и комфортным. С другой стороны, монотонный городской пейзаж наскучивает, и свет мог бы стать тем инструментом, который добавит улицам ярких красок.

«Вся архитектурная подсветка, которую я видел вживую, суперодинаковая, — заметил Кирилл Зебольд. — Можно было бы сделать, например, здание вокзала, которое бы меняло цвет в зависимости от времени. Ты видишь красный вокзал — значит, сейчас двенадцать дня, синий вокзал — значит, сейчас шесть вечера. А когда это просто статично, это обычно».

Кирилл Зебольт. Фото: Денис Хямяляйнен

Кирилл Зебольт. Фото: Денис Хямяляйнен

— Мое мнение, что очень важно придерживаться чувства меры, — заметил на это Дмитрий Полтавский.

— То есть, красный вокзал не устраивает? — уточнил Никита Краснов.

— Это допустимо, но не должно быть такого, что в одну минуту он красный, через 30 секунд синий, а через 22 секунды зеленый, — пояснил Дмитрий. — Задача света в архитектуре — не испортить. Я за минимализм: чтобы было больше теплого белого, чтобы человек на улице не испытывал раздражения зрительных нервов.

— Очень важно сейчас где-то даже сохранить темноту, — добавил Кари Кола. — Я хочу, чтобы можно было видеть звездное небо, северное сияние. Есть исследование 2012-2015 годов, когда говорили о световом загрязнении городов. Оно доходит чуть ли не до 200%, и люди перестают видеть то, что отражает их в природе. Нужно думать и о качестве света, понимать, что излишняя освещенность влияет на психологическое состояние людей.

За кадром

Ток-шоу «Свет как искусство» снимали в павильоне продюсерского центра SMK. Площадка эта появилась совсем недавно и для Карелии стала совершенно уникальной: огромное помещение, новейшее оборудование, как на ведущих мировых телеканалах. Для создания ток-шоу у организаторов было все необходимое, хоть кое с чем и пришлось повозиться.

«В этом павильоне у нас не было опыта съемок ток-шоу, и мы к его проведению серьезно готовились, — рассказал директор SMK Виталий Сазонов. — Особая сложность была в том, что у нас есть онлайн-подключения иностранных специалистов и работа с синхронными переводчиками. В этом была своя специфика, которая отняла достаточно много времени и сил».

Съемками руководил режиссер телеканала «Россия-Культура» Кирилл Сбитнев. Перед записью он и его команда серьезно готовились — сделали преинтервью со всеми гостями, чтобы познакомиться и чуть лучше понять специфику светового дизайна.

Съемка ток-шоу "Свет как искусство". Фото: Денис Хямяляйнен

Съемка ток-шоу «Свет как искусство». Фото: Денис Хямяляйнен

«Мы хотели сделать свою версию ток-шоу и сделать это максимально живо, — рассказал Кирилл. — Наши гости не привыкли к интервью, к обращенным на них световым приборам и камерам. Было бы странно их загонять в какие-то рамки: мы хотели, чтобы в кадре были живые люди, которые бы максимально просто донесли информацию о своей профессии».

Полная версия ток-шоу недавно появилась на официальных площадках проекта «Большая музыка для малых городов» — именно в рамках этого проекта Программы приграничного сотрудничества «Карелия» и организовали диалог мастеров света. Изначально карельские специалисты должны были ехать на обучение в Финляндию, но пандемия вновь внесла свои коррективы, и задумку переформатировали.

Ток-шоу стало своеобразной подготовкой к фестивалю света, который в рамках проекта пройдет в Карелии в конце 2021 — начале 2022 года.

«Мы надеемся, что ток-шоу будет стимулом для организаторов найти интересные новые идеи, — отметила руководитель Дирекции фестивальных и культурно-массовых мероприятий Анна Томчик. — Одновременно мы решаем еще одну задачу — популяризовать историю света как искусство, рассказать, чем интересны такие проекты и что они дают территории».