Новогодний экспресс

Каникулы: в Хибины отправляется «Горнолыжный экспресс», в Сортавалу и Рускеалу – рельсовый автобус. Пустимся и мы по железной дороге (путешествий в этом году очень не хватало). Узнаем, о чем рапортовали железнодорожники полвека назад и чем гордятся сегодня.

Петрозаводск, декабрь 2020 года. Фото: Илья Тимин

Петрозаводск, декабрь 2020 года. Фото: Илья Тимин

ВОРОТА ГОРОДА
«Кировская магистраль» № 1 от 01 января 1958 года

Ни на минуту не затихает деятельность вокзала Петрозаводска. То и дело подъезжают к нему автомашины и автобусы. Прибывают и отправляются поезда. Сотни пассажиров ежедневно проходят через главные ворота столичного города Карелии.

У справочного бюро несколько пассажиров. Один спрашивает:

— Скажите, когда скорый поезд прибывает в Сорокскую?

Следует точный ответ.

— Сколько стоит билет до Питкяранты? — спрашивает другой.

И нет такого вопроса, на который не ответила бы агент справочного бюро А.И. Нефедова.

В поезде № 86, следовавшем 26 декабря, имелось десять свободных мест. Так гласила телеграмма. А на вокзале поезд ожидало пятьдесят пассажиров. Как выйти из затруднительного положения?

Перронный контролёр А. Пантелеева даёт справку пассажиру. 1958. Фото: В. Подойников

Перронный контролёр А. Пантелеева дает справку пассажиру. 1958. Фото: В. Подойников

Действительно, как? Дежурная по вокзалу обошла вагоны и лично выяснила у проводников, сколько осталось свободных мест. За 17 минут! Рассадили.

А в это самое время багажная касса перерабатывает 18-20 тонн груза в день. Камера хранения ручного багажа ежемесячно перевыполняет план сбора за услуги. Бесперебойно работает комната матери и ребёнка. «Кипуча деятельность» вокзального ресторана: готовясь к Новому году, продали 700 детских подарков («красные пакетики с фруктами и кондитерскими изделиями», разъясняет нам репортер).

Так железная дорога отчитывалась о проделанной работе в конце 1950-х. Чем гордятся сегодня?

Железная дорога-2020

Начнем с новогодних направлений. С 28 декабря по 10 января Москву и Хибины соединит двухэтажный «Горнолыжный экспресс». Одиннадцать вагонов, в каждом предусмотрено дополнительное багажное купе для лыж и сноубордов.

Для тех, кто на новогодние и рождественские праздники отправляется в Северное Приладожье, РЖД запускает рельсовый автобус «Орлан». Со 2 по 9 января двухвагонные составы отправятся по маршруту Петрозаводск — горный парк «Рускеала» — Сортавала.

Жителям Питера в Приладожье и вовсе легко добраться: поезд «Ласточка» постоянно курсирует между Санкт-Петербургом и Сортавалой. До горного парка можно добраться на ретро-поезде «Рускеальский экспресс», он ходит ежедневно.

Завершается реконструкция железнодорожного вокзала в Петрозаводске. Здание — памятник исторического наследия, и любые изменения в нем запрещены. Поэтому основной объем работ реставрационный. Современное звучание придает зал ожидания и новый бизнес-зал. Отремонтирован пешеходный тоннель для перехода на платформу № 2.

Ворота города. Фото: Илья Тимин

Ворота города. Фото: Илья Тимин

Первая платформа полностью перестроена под скоростную «Ласточку». Территория вокруг вокзала ограждена, скоро начнут работать досмотровые павильоны. Вход на территорию вокзала будет организован только через них.

Вокзал адаптируют для людей с ограниченными возможностями: в скором времени заработают лифты (и в здании вокзала, и на новом железнодорожном мосту). Есть «низкая» касса. Внедряется система для слабослышащих людей.

В июне 2020 года железнодорожный вокзал 12 часов простоял без своего главного украшения, 17-метрового шпиля. Новый шпиль весом около 3,5 тонны сделали в Санкт-Петербурге и привезли в Петрозаводск. Как и прежний, он покрыт нержавеющей сталью, на вершине размещена звезда с венком (как и раньше — золотого цвета).

Ну и одно из главных событий: демонтаж старого и строительство нового пешеходного моста из стекла и металла. Кстати, демонтировали старый мост всего за три дня (использовали автомобильный и железнодорожный краны восстановительного поезда).

Новый железнодорожный мост. Фото: Илья Тимин

Новый железнодорожный мост. Фото: Илья Тимин

 

Новый пешеходный мост — это каркас длиной 64 м и весом 204 тонны, с лестничными сходами на пассажирские платформы с одной стороны выходом на привокзальную площадь с другой.

Ну и немножко истории: отремонтирован паровоз-памятник ЭР738-47, расположенный у первой платформы вокзала Петрозаводска. Выпущен на заводе «Красный Профинтерн» в 1935 году, в годы Великой Отечественной доставлял продовольствие и боеприпасы в осажденный Ленинград. До 1955 года локомотив работал в Карелии, позже — на полигоне Октябрьской железной дороги. А с 1987 года стал символом.

Двадцатый век

А теперь полистаем газеты прошлого века, расскажем о буднях и праздниках железнодорожников.

И начнем с новогоднего репортажа Бориса Семенова. 1969 год:

На площади Гагарина. 1969. Фото: Борис Семёнов

На площади Гагарина. 1969. Фото: Борис Семёнов

 

ШКОЛА ПОБЕДИТЕЛЕЙ
«Октябрьская магистраль» от 31 декабря 1976 года

Прошел ровно год, как в Петрозаводском локомотивном депо была создана комсомольско-молодежная колонна. Немало трудностей пришлось преодолеть, чтобы объединить разрозненные комсомольско-молодежные бригады. На пути создания колонны встречались и скептики. Впрочем, их можно было понять. Ведь укоренилось положение, что с машинистом «в возрасте» должен ехать молодой помощник или наоборот. А здесь предстояло десять бригад укомплектовать комсомольцами и молодежью. Не отразится ли это на безопасности движения, на экономии топлива?

Все же молодым поверили, и в начале этой пятилетки «родилась» колонна.

Коллектив взял соцобязательство на год. А тут и первое испытание выпало — на редкость морозная зима. Даже некоторые опытные машинисты стали допускать пережог топлива. А вот члены комсомольско-молодежной бригады неплохо выдержали это испытание. Ледок недоверия стал таять.

Машинист комсомольско-молодежной локомотивной бригады депо Петрозаводск А. Юрин. Фото: В. Ларионов

Машинист комсомольско-молодежной локомотивной бригады депо Петрозаводск А. Юрин. Фото: В. Ларионов

РЕСТОРАН «БЕЛЫЕ НОЧИ»
Январь 1979 года

Ресторан десять лет был гордостью петрозаводских железнодорожников (именно они его построили и обслуживали).

1977 год. Строительно-монтажный поезд № 138 Октябрьской железной дороги закончил строительство девятиэтажного 163-квартирного дома на пять подъездов на Первомайском проспекте. С лифтами и мусоропроводом, просто красота.

Дом строился для железнодорожников, но часть квартир отдали горсовету. К моменту завершения строительства многоэтажка была самой большой в Петрозаводске по количеству квартир и самой современной по архитектурным и инженерным решениям.

Здание было задумано как архитектурная доминанта и украшение района. Проект предусматривал на первом этаже магазины и ресторан.

«Белые ночи» (на десятилетия переименованные в «Белые ноги») открылся в конце 1978 года. Считался тогда лучшим в городе: не только прекрасная кухня, но и живая музыка. И полюбили его не только железнодорожники, но и все петрозаводчане.

Ресторан "Белые ночи" на Первомайском. 1978. Фото: Борис Семёнов

Ресторан «Белые ночи» на Первомайском. 1978. Фото: Борис Семёнов

 

«КИРОВСКАЯ МАГИСТРАЛЬ»
№ 1 от 01 января 1954 года

Комсомольско-молодёжный паровоз старшего машиниста Михаила Носова является лучшим в депо Петрозаводск. В прошлом году бригады этого локомотива провели десятки тяжеловесных поездов, перевезли в них сверх нормы несколько тысяч тонн грузов и сберегли государству 44 тонны топлива.

Бригада комсомольско-молодёжного паровоза (слева направо) - старший машинист М. Носов, помощник машиниста А. Пешеев, помощник машиниста П. Кузьмин, машинист И. Макеев. Фото: В. Подойников

Бригада комсомольско-молодежного паровоза (слева направо) — старший машинист М. Носов, помощник машиниста А. Пешеев, помощник машиниста П. Кузьмин, машинист И. Макеев. Фото: В. Подойников

ЦВЕТНОЕ РЕТРО. 1957

Зимой 1957-го в командировку в КАССР приехал известный советский фотограф и журналист, заведующий отделом фотографии журнала «Огонёк» Семён Фридлянд.

В ходе рабочей командировки он выполнил около 140 фотографий из жизни республики. Снимал на ББК, в лесных поселках — в основном людей труда, конечно. А заодно снял на цветную пленку строительство проспекта Ленина и новенький железнодорожный вокзал.

 

На этой романтической ноте мы и закончим наш ретро-обзор. Поздравляем с Новым годом всех железнодорожников (а их в Петрозаводском регионе Октябрьской железной дороги почти девять тысяч человек). И всех пассажиров — с наступающим!

РЖД позравляет всех с Новым годом


Редакция благодарит Геннадия Лаптева, главного инженера локомотивного депо Петрозаводска, за предоставленные исторические материалы.