Ленин танцует танго

В Петрозаводске открылась арт-резиденция — идеальное место для вдохновения и погружения в творчество. Это уже третья точка в Карелии, где художник может выдохнуть и взяться за создания идеи, которая перевернет представление о мире.

Ленин увлекает. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Ленин увлекает. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Если бы Питер Брейгель Старший в своем XVI веке не отправился бы из Нижних Земель в «арт-резиденцию» в Италию, чтобы напитаться там культурой Ренессанса, то, возможно, мы не узнали бы сейчас ни «Вавилонскую башню», ни «Охотников на снегу». Если бы Чайковский не уехал в конце 1890-х годов на виллу во Флоренцию, чтобы сменить «просторные русские равнины» на «нежные тосканские холмы», то и не было бы у него, возможно, вдохновения писать свою «Пиковую даму». Примеры можно продолжать: Пушкин — Крым, Горький — Капри, Достоевский — Баден-Баден.

В свое время арт-резиденции были придуманы для того, чтобы писатели, музыканты, художники и другие творцы могли бы на время забыть о быте, коммунальных проблемах, долгах и прочем и сосредоточиться на своих идеях. В арт-резиденциях концентрируется время для творчества, накапливается энергия внутренних ресурсов. Художник, приезжая в арт-резиденцию, как правило, и сам немного меняет новое пространство, наполняя его новыми идеями и смыслами.

Арт-резиденции

— хороший способ придумать и воплотить свой художественный проект в интересном месте. В России существует более десяти программ творческих резиденций. Некоторые из них имеют возможность покрыть расходы участников на жилье, транспорт и материалы. Другие бесплатно предоставляют творцу площадку с мастерской и спальней, в которой художник имеет возможность жить и творить.

Создать сеть арт-резиденций в Карелии придумал художник Сергей Терентьев. Его идея понравилась тогдашнему заместителю министра культуры Карелии Анне Томчик. Она предложила не просто открыть арт-резиденцию в столице республики, но сделать целую сеть резиденций в Карелии. Со временем идея превратилась в большой красивый проект «Карельская сеть арт-резиденций и арт-туризм», объединяющий ресурсы нескольких организаций и ведомств, искусство и туризм, столицу республики и приграничные территории. В течение двух лет команда проекта создавала новые возможности для резидентов (творцов) в сфере культуры и туризма. Экспертами были специалисты из России и Финляндии. Ведущим партнером стал Информационный туристский центр Республики Карелия. Проект финансировался по программе приграничного сотрудничества «Карелия».

Сейчас в Карелии созданы и оборудованы мастерскими три арт-резиденции: в Петрозаводске, в городе Сортавала и в Костомукшском природном заповеднике.

О том, что сейчас представляют собой арт-мастерские в республике, какими ресурсами они располагают, и зачем все это нужно, рассказывает эксперт проекта «Карельская сеть арт-резиденций и арт-туризм», художник Сергей Терентьев.

Художник Сергей Терентьев. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Художник Сергей Терентьев. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

— Расскажите, что представляют собой арт-резиденции в Карелии.

— Все резиденции принадлежат разным ведомствам, образующим между собой некий союз. Арт — резиденция «Петрозаводск» находится в ведении Центра народного творчества и культурных инициатив РК и Министерства культуры Карелии и должна быть дополнительной программой и площадкой, инструментом медиацентра «Vыход». Неслучайно резиденция заточена на видео-медиа-технологии и дополняет творческое цифровое пространство. В Костомукше резиденцию курирует государственный природный заповедник «Костомукшский». В городе Сортавала — Социально-культурный молодежный центр. Проект связан с темой приграничного сотрудничества, поэтому две резиденции расположены недалеко от границы с Финляндией.

У каждой резиденции свои особенности и привязки к местности. Резиденция «Костомукша» — это такой домик в глуши, в лесу, «Сортавала» — отремонтированная квартира в историческом центре города, «Петрозаводск» — это мастерские и жилая зона в двухэтажном флигеле исторического здания 1775 года на площади Ленина.

Резиденция «Костомукша» находится в лесу. От Костомукши до места проживания — 19 километров по грунтовой дороге на автомашине и потом еще больше трех километров нужно идти пешком по пересеченной местности, переправляясь в одном месте через реку Каменная на лодке. Там нет мобильной связи. Хочешь позвонить — лезь на елку. На территории заповедника тропы. Ты должен ходить по тропинкам, не разбрасывать в живописном угаре тюбики с краской и прочие принадлежности художника. Там есть две мастерские для работы. Там очень хорошо. Я даже думаю, вот бы и мне какой-нибудь проект сделать и пожить там недельки две. Записывать сны. Что там может присниться, интересно? Что-то хорошее.

Арт-резиденции «Сортавала» в первую очередь адресована художникам, которым интересны исследования местности и новых локальных контекстов. Это пространство удобно для междисциплинарной деятельности, открывая возможность исследованиям для художников, фотографов, графиков, а также специалистам в сферах перформинга, site specifiс art, театра, танца, Open air. Неотъемлемый элемент программы — взаимодействие с местным сообществом. В Петрозаводске резиденция занимается проектами, во многом связанными с утопической системой мировоззрения.


Арт-резиденция «Сортавала»

Помещение арт-резиденции располагается в историческом здании Социально-культурного молодежного центра. Площадь арт-резиденции — 40 кв. м. Есть комната отдыха для двух человек, рабочая зона, кухня и санузел. Отдельный вход в резиденцию из внутреннего двора на берегу залива Ладожского озера. Все возможности культурного центра: репетиционные классы, музыкальные инструменты, звуковое и мультимедийное оборудование, сцена, выставочный зал; в распоряжении арт-резидентов. В шаговой доступности — библиотека, музыкальная школа, художественная школа с керамической мастерской и офортным станком, краеведческий музей. Адрес: ул. Карельская, д. 22.

 


— Почему именно утопия?

— Художники сканируют мир — сегодняшний, прошлый, будущий — через модели утопий, фантазируя, мечтая, размышляя о прошлом настоящем и будущем. Искусство ХХ века переполнено утопическими образами, поскольку они — универсальный механизм понимания настоящего. Петрозаводск, как мне кажется, подходит для этого — город связан с мечтами Петра Первого построить империю, мечтами американских и канадских финнов, которые приехали из Суоми, Америки и Канады, чтобы построить здесь счастливое справедливое государство. Здесь много фантастического. Завод, который построил Петр Первый и которого уже нет. В названии города завод есть, а по факту — нет. Утопия.

Когда я в первый раз пришел в новую резиденцию в Петрозаводске, я прилег на двуспальную кровать на верхнем этаже и вдруг увидел в окно Ленина: удаляющийся Ленин всех зовет в ямку, где раньше был завод. Почти танцующий вождь приглашает стремительно следовать за ним к горизонту в будущее.


Арт-резиденция «Петрозаводск»

Площадь здания арт-резиденции — 104 кв. м. На первом этаже — фото-видео-студия, операторская монтажная комната и пространство для записи звука. На втором этаже — комнаты отдыха для проживания 2-3 человек и гостиная. В полуподвальном помещении располагается санузел с душевой, кухня и кладовая. Располагается в отдельно стоящем двухэтажном здании 1775 года постройки в самом центре Петрозаводска. Адрес: пл. Ленина, 2-а. Концепция: Арт-резиденция «Петрозаводск» сфокусирована на поддержке художников и творческих групп, чей вектор интересов направлен на проектирование, прогнозирование, визуализацию новых видов, форм альтернативных миров и реальностей, размышлениях о роли времени в контекстах утопических образов.

 


— Кто-нибудь уже приезжал в эти резиденции?

— Первым масштабным итогом работы арт-резиденции в городе Сортавала стало большое представление «Илматар в Индии». Творческое трио из Финляндии вместе с нашими детьми из сортавальской музыкальной школы № 1, ансамблей «Верея и Матица» и «Ауринко» сумели объединить карельскую и индийскую культуры. Представление, в котором дети танцевали, играли на инструментах и пели, имело огромный успех.

Из-за пандемии резиденция «Костомукша» успела принять только одну группу художниц из Финляндии. Они занимались перформансами, связанными с язычеством. Художницы в этой тайге чувствовали себя как рыбы в воде. Сначала администрация опасалась, смогут ли они там выжить. Через несколько недель приехали проводники из заповедника, а они пирожные пекут в печи, и дров наколото на полгода вперед.

Первым гостем программы 2020 года в арт-резиденции «Петрозаводск» была Оливия Эбертц из Миннесоты. Она работала над этнографическим документально-фантастическим фильмом «Сестра, Систра»/ Sister, Sistra», действие которого происходит в Дулуте, штат Миннесота, США и Петрозаводске. Фильм представляет собой экспериментальный подход к утопической концепции городов-побратимов. Из-за коронавируса к нам не смог приехать немецкий художник-авангардист, который хотел спасти мир с помощью простых технологий.


Арт-резиденция «Костомукша»

Арт-резиденция представляет собой хорошо обустроенный для проживания и работы дом, стоящий в лесном массиве, на берегу озера. Площадь дома 113 кв. м. Есть комната отдыха для двух человек (двух пар), кухня и веранда-мастерская для работы с красками и графическими материалами. Дом оборудован газовым отоплением, электричеством, камином. Около дома — биотуалет и баня. Концепция: гибридное творчество, вектор которого направлен на наблюдение и изучение процессов, происходящих в живой дикой природе.

 


— Как вы выбираете кандидатов для резиденций?

— Выбирает Совет кураторов. Мы сразу отсекаем художников-туристов — людей, которые имеют привычку путешествовать по миру, прикрываясь творческими идеями. Человек пишет нам в заявке о том, чем он занимается, чего хочет и каковы его ожидания от посещения этой резиденции. Иногда люди просто приезжают сюда на разведку, за вдохновением. Надо понимать, что резиденция — это не тюрьма, куда художники приезжают отрабатывать положенные часы. У всех резидентов разная мотивация.

— Должны ли творцы показать вам потом итог своего пребывания в резиденции?

— Надо понять, что моделей резиденций — тьма. Есть частные, получастные, крутые государственные, еще какие-то. Есть резиденции, где тебе все оплачивают различные фонды и программы, ты живешь у них целый год, и тебе еще материалы покупают. Есть резиденции, где художники расплачиваются картинами. Пожил — картину оставил в коллекцию. Мы ничего с человека не берем, коллекций не собираем. У нас ты бесплатно живешь до трех месяцев, работаешь над своим проектом.

 

— Резидентами могут быть не только иностранцы?

— Нет, даже петрозаводчане могут стать кандидатами в резиденты. Если тебе надо рисовать лес в заповеднике в Костомукше, то не можешь же ты просто так приехать в парк: я у вас тут порисую. Надо заявку написать, объяснить, что ты будешь делать. Например, участниками арт-резиденции «Костомукша» могут быть художники и ученые, занимающиеся science art, проблемами экологии, писатели и композиторы, ученые занимающиеся научно-популярными темами, готовые популяризировать экологическую проблематику, творцы, работающие над темами, связанными с образами природы, а также те, кто собирает материал для работы и предпочитает уединенную творческую жизнь.

— Смогут ли резиденции продолжать самостоятельную работу уже без помощи грантовых средств?

— Содержание резиденций останется на балансе курирующих их ведомств. Наша задача — не превратить их в ночлежки, куда люди будут приезжать просто пожить, перекантоваться. Поэтому нам нужны большие идеи, которые будут способны поражать воображение. Уже сейчас кураторы резиденций обсуждают направления общей работы. Большие проекты карельской сети раздвинут горизонты деятельности. А это значит, что могут появится дополнительные возможности и дополнительное финансирование. А мы, в свою очередь, хотим сказать, что Карелия — это рай для художников. Но для этого нам придётся много трудиться. Мы уже открыли кампанию по приему дополнительных заявок от российских художников. С октября начнем рассматривать предложения.

Часть команды авторов проекта ""Карельская сеть арт-резиденций и арт-туризм". Через любое болото они обязательно проложат творческий мостик. Фото: Медиа-центр "Vыход"

Часть команды авторов проекта «Карельская сеть арт-резиденций и арт-туризм». Через любое болото они обязательно проложат творческий мостик. Фото: медиацентр «Vыход»