Казначейству 25 лет

8 декабря Казначейство России отмечает 25-летний юбилей. Вспоминаем, как менялось Управление Федерального казначейства по Республике Карелия и чем занимается сейчас — от лицевых счетов до госзакупок.

Казначейство

Мы все помним, что в 90-е годы ситуация в области государственных финансов была непростой. Бюджеты получили самостоятельность, вместо Государственного банка появился Центральный, который занялся регулированием кредитно-денежной политики, при этом вопросы исполнения федерального бюджета потеряли приоритетность. Государству стало трудно контролировать оборот бюджетных средств в коммерческих банках, появлявшихся в огромных количествах. Было сложно оценивать реальную финансовую ситуацию в стране, зарплаты задерживались, долги перед поставщиками росли.

Стало понятно: нужно наводить порядок. И первым шагом стал перевод государственных средств на казначейскую систему исполнения. Казначейству передали сначала функции по распределению доходов между бюджетами разных уровней. Кроме того, новая система проверяла, в полной ли мере и вовремя ли частные банки перечисляют платежи в бюджет и все ли в порядке с расходованием бюджетных денег государственными учреждениями.

Время шло, объемы работы казначейства росли. Менялся функционал — помимо расширения областей контроля добавились заботы о повышении ликвидности бюджетных счетов и об управлении свободными денежными средствами, образующимися при исполнении федерального бюджета для получения дополнительных доходов.

Все это вполне естественным образом находило отражение в новых законах и нормативных актах, в новых методиках, в развитии технологических процессов. Закономерным продолжением такого развития стало казначейское исполнение не только федерального, но и региональных и местных бюджетов. Взвесив все за и против, в 2011 году правительство Республики Карелия приняло очень важное решение, и республиканский бюджет был переведен на полное кассовое обслуживание в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.

Управление работает со всеми муниципальными бюджетами Карелии. Это, кстати, относится и к самому крупному — бюджету Петрозаводска. Благодаря такому решению удалось разгрузить исполнительную власть. Соответственно, у правительства Карелии, местных администраций появилось больше возможностей уделять внимание вопросам планирования бюджетов и их исполнения — на содержание «своих» казначейств ресурсы больше не тратились.

Что же получают карельские клиенты, обслуживаясь в казначействе? По сути, к их услугам все возможности, которые есть у Федерального казначейства:

  • ведение лицевых счетов — регистров учета средств, выделяемых учреждению и проводимых за счет этих средств выплат;
  • применение единых подходов к формированию нормативной базы и использованию единых форм документов, что облегчает работу финансовых служб;
  • подключение к системе удаленного финансового документооборота. Клиенты направляют свои документы не на бумаге, а в электронном виде, с электронными же подписями. Это значительно ускоряет процесс проверки, проведения выплат, серьезно экономит время клиентов;
  • ведение учета обязательств, принятых учреждением и планируемых к оплате. Эта возможность позволяет тщательно проконтролировать, как расходуются бюджетные деньги, а еще — повысить качество прогнозирования бюджетных расходов, эффективно оценивать работу учреждений по заключению госконтрактов и договоров, не допускать рост кредиторской задолженности;
  • осуществление проверки каждого платежного документа на целевое использование и соответствие заключенным контрактам и договорам;
  • использование банковских карт взамен наличных денежных средств.

Еще одна очень важная возможность, которую получают от казначейства регионы и муниципалитеты, — это сэкономить бюджетные средства, направляемые на выплату процентов по кредитам.

В 2014 году территориальные органы Федерального казначейства получили право выдавать краткосрочные бюджетные кредиты регионам и отдельным муниципалитетам. У такого кредитования множество очевидных плюсов. Например, процентная ставка, по сравнению с коммерческими кредитами, значительно ниже и на сегодняшний день составляет 0,1 процента годовых. Коммерческий кредит, то есть взятый в банке, обойдется дополнительно в шесть-девять процентов от суммы.

Карелия, которая начала одной из первых в России практиковать получение бюджетных кредитов, очень активно использует эту возможность.

В этом году к функциям казначейства добавилась еще одна, весьма значимая: контроль в сфере закупок. Суть его состоит в проверке наличия у организации достаточного объема финансового обеспечения для проведения закупки. Это позволяет не допустить заключения госконтрактов и договоров при отсутствии денежных средств на их оплату.

Все больше муниципалитетов выбирают полное кассовое обслуживание в управлении. Для того чтобы обслуживать всех желающих, в Центробанке и кредитных организациях было открыто более 700 расчетных счетов. 3,5 тысячи лицевых счетов действует в управлении для организаций, получающих бюджетные деньги. Теперь это не только некоммерческие организации, но и юридические лица — предприятия, фирмы, индивидуальные предприниматели, которым из бюджета поступают деньги на определенные цели (субсидии), либо в качестве авансовых платежей по госконтрактам и договорам, расходование этих средств также тщательно контролируется.

Каждый день сотрудники управления оперативно распределяют поступающие в бюджетную систему доходы между бюджетами всех уровней. А это значит, что власти могут так же быстро распределять финансовые потоки на осуществление своих функций.

Сейчас активно развивается информационная система «Электронный бюджет», одним из операторов которой является Федеральное казначейство. С ее помощью доступ к данным об исполнении бюджетов всех уровней будут иметь любые заинтересованные лица.

Оглядываясь на весь пройденный путь, можно с уверенностью говорить о том, что система казначейства выдержала испытание временем. И не просто выдержала, а продолжает развиваться и расти, отвечая всем вызовам современности.

Абзац