Геоаналитика в действии: как большие данные помогают развивать туристический потенциал

На волне коронавирусных ограничений внутренний туризм стал популярен как никогда: летом в Карелию ехали гости со всей России, включая звезд и популярных блогеров. Теперь важно не потерять этот потенциал и развить индустрию так, чтобы поток путешественников увеличивался и дальше после снятия ограничений.

В 2020 году Карелия, которая всегда принимала немало туристов, стала особенно популярной у жителей других регионов. По данным карельского информационного туристского центра, за лето один только горный парк «Рускеала» посетили не менее 235 тысяч человек, остров Кижи — более 80 тысяч, а на Валаамском архипелаге побывало более 36 тысяч туристов. А ведь летний сезон в этом году, по большому счету, ограничился двумя месяцами: в июне страна еще только выходила из антиковидных ограничений первой волны. Показатели этого лета оказались даже выше, чем в предыдущие годы, говорят в карельском управлении по туризму. Заполнение гостиниц и баз отдыха, по предварительным данным, выросло на 10-30%. Эта же тенденция продолжилась осенью: туристы ехали и в сентябре, и даже в октябре, пока не закрылась навигация.

Спрос на внутренний туризм, несомненно, вырос, и свою роль здесь сыграла не только пандемия и закрытые границы. Немаловажным оказалось и удобное расположение Карелии.

«Сказались близость нашего региона к мегаполисам — Москве, Санкт-Петербургу, наша доступность (поезда, самолеты), удобные для автопутешественников федеральные трассы, — говорит заместитель начальника управления по туризму Ольга Лукина. — Мы всегда были на слуху, но раньше люди обычно делили отпуск. Первая часть была поездкой на юг к морю, чтобы погреться, а вот вторую часть оставляли на поездку в необычные места. Например, в Карелию! К сожалению, на это путешествие «для души» не всегда хватало средств. То есть в этом году сработал синдром отложенного спроса: люди стали путешествовать по тем местам, где давно мечтали побывать, но по каким-то причинам откладывали. Теперь съездить на отдых в Карелию стало модным. А дальше срабатывает сарафанное радио, и спрос однозначно увеличивается».

Чтобы поймать эту волну, бизнесу в сфере туризма сегодня особенно важно понять, в каком направлении развиваться, что предложить гостям Карелии. И тут может помочь любая информация: в какие районы туристы чаще приезжают, где останавливаются, как тратят деньги. Узнать это можно по-разному: через турагентства, с помощью систем бронирования, сервисов покупки билетов или, например, данных мобильных операторов. Но важно понимать, что именно мобильные операторы обладают комплексной информацией, в отличие от компаний, в арсенале которых лишь данные по их направлению.

Как мобильные операторы помогают развивать туризм

Сегодня все, кто приезжает в Карелию, пользуются мобильной связью и оставляют свой так называемый цифровой след. Анализ этих данных и подскажет верные направления развития туриндустрии. О том, как это работает, «Республика» поговорила с директором МТС в Карелии Александром Кочкиным.

Александр Кочкин - директор МТС в Карелии

Александр Кочкин, директор МТС в Карелии

— Александр, расскажите, пожалуйста, чем операторы связи могут помочь развитию въездного и внутреннего туризма?

— Мы видим, как неспокойная геополитическая и эпидемиологическая обстановка все больше подталкивает россиян к путешествиям внутри страны. И обезличенные данные мобильных операторов — это возможность посмотреть на мир глазами туриста. Мы можем узнать не только об интересах наших гостей, но и о привычках, о том, какими маршрутами туристы чаще ходят, в каких местах они останавливаются, а какие достопримечательности лишь бегло осматривают. Таким образом, цифровые технологии могут быть использованы для инфраструктуры территорий, более точечного планирования туристических рекреаций. Также мы можем узнать проходимость конкретной точки, выбрав наиболее удачное место расположения для будущего кафе или ресторана. В конце концов, выбрать, какой вид туризма больше всего нуждается в поддержке.

МТС - Летний турсезон в Карелии в цифрах

— Реализуются ли подобные проекты в других регионах?

— Опыт у нас, безусловно, есть. Например, данные о передвижении жителей Москвы по городу и за его пределы используются властями для проектирования транспортной инфраструктуры, позволяя анализировать пассажирские потоки. В Самарской области региональное министерство культуры уже запустило проект на основе BigData МТС для развития туристического потенциала региона. Как отмечают в министерстве, цифровая модель области на основе обезличенных данных поможет оценить размеры туристического потока в регион, выделить самые привлекательные для туристов места, узнать, из каких регионов России в Самарскую область чаще всего приезжают путешественники и какой выбирают транспорт. Вот еще пример: сколько бывает ситуаций, когда кафе, рассчитывающие на туристов, закрываются, потому что выбрали «непроходное место». Или людей много, но целевая аудитория совсем другая.

МТС - Летний турсезон в Карелии в цифрах

— Есть ли у этого метода какие-то ограничения? То есть, мы можем построить цифровую модель только для какого-то конкретного места, или же есть возможность охватить всю Карелию?

— Геоаналитика открывает возможности анализа везде, где есть покрытие сети. 2020 год еще раз показал нам, как важно развивать туризм в нашем регионе. Наша живописная природа и удивительные исторические памятники всегда привлекали и будут привлекать гостей со всего мира. Я надеюсь, что к новому летнему сезону ситуация наладится и все ограничения уже снимут. А пока у нас есть время подготовиться. В наших возможностях сделать все, чтобы эта поездка в Карелию запомнилась туристам, и все больше людей вспоминали о ней как о лучшем путешествии в их жизни.