В жанре надежды

«Наша надежда строится не на том, чтобы кого-то «убрать с дороги», а на приглашении во власть тех, кто эту дорогу осилит». Традиционная колонка политолога и публициста Бориса Подопригоры.

Да, мы чаще пишем о планах, чем достижениях. Ибо что толку отчитываться о спешно засыпанной яме, если нужно заново мостить всю дорогу. Почему она такая? и кто виноват? — долгий и никому не нужный разговор. Лучше говорить о самой дороге, чем топтаться вокруг ямы, принюхиваясь, что там на дне. Поэтому мы не откликаемся на неизобретательные «столично-губернские» приколы в смысле уже 28-го (!) с марта 2013 года «медиа-выдворения» губернатора в отставку. Ибо с производителями попкорна не партнёрствуем, но обещаем откликнуться на скоро уже юбилейный — как быстро летит время! — однотипный прикол… Назовём это пока так. Но не пришлось бы посерьёзнеть.

Теперь по существу. Республике как воздух нужны дополнительные рабочие места. Чтобы из неё не уезжали и было кому отстраивать эти самые дороги и по ним ездить. Карелия вошла в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма в России и ждёт субсидий для создания инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия». Речь идёт о строительстве подъездной автодороги к известному на всю Россию горному парку «Рускеала» под Сортавалой. В планах также — причалы и волнозащитные сооружения на Онежском озере в Деревянской бухте у строящегося гостиничного комплекса «Онего Холидей». На очереди — туристский комплекс «Белые мосты» в Питкярантском районе. Здесь тоже планируется проложить дорогу к одноименному водопаду. Теперь о самих туристах. Для увеличения их потока, а не ради чиновничьих реляций пошли поезда «Ласточки» и заново открыли аэропорт.

Но одним туризмом Карелию не поднять. Уже в этом месяце может быть решён вопрос о безвозмездной передаче активов города Москвы в собственность Республики Карелия. Это и дополнительные налоги, и новые рабочие места. Их география по минимуму охватывает Питкяранту, Кондопогу и Лоухи. Компания «Русский Лесной Альянс» развивает деревообрабатывающего производства в Петрозаводске. В 2014 году ею подана заявка на инвестиционный проект по освоению лесов. На сегодняшний день она уже согласована с Рослесхозом. Не только леса и не только в Карелии, но и различные инфраструктурные объекты нужно беречь от огня. В 2015 году инженерный центр «ЭФЭР» реализовал инвестиционный проект по строительству нового цеха завода пожарных роботов. Но это — лишь десятки рабочих мест. Куда больше даёт такое предприятие, как «Петрозаводскмаш», входящее в структуру «Росатома» — сегодня здесь работают 1048 человек, на 200 больше, чем при «первоприкольном» отправлении нынешнего губернатора в отставку. На предприятии проведена масштабная модернизация с объемом инвестиций в 3 млрд. рублей, созданы хорошие перспективы для реализации проектов в сфере импортозамещения. В 2014 году состоялся пуск арматурного производства, успешно реализован значимый для всей атомной отрасли РФ проект по производству труб для АЭС, которые раньше изготавливали только в Германии. В 2016-17 гг. планируется запуск производства оборудования для семи АЭС. О перспективах выхода на мировой рынок производства контейнеров для транспортировки отработанных ядерных материалов лучше скажут специалисты. Для цельности картины вновь упомянем и реанимированный судостроительный завод — пусть пока и не дошли руки до начинки судов.

Предпринимаются меры по оживлению не менее исторического Онежского тракторного завода. В 2017 году планируется начать серийный выпуск первых российских колесных лесозаготовительных машин. Тем, кому это интересно, уточним: речь идёт о харвестере «ОТЗ-515», форвардере «ОТЗ-520» и гусеничном вездеходе-амфибии «ОТЗ-140». Найдено финансирование в размере 107 млн. руб. Его источником, помимо займа, являются собственные средства предприятия в размере 92,4 млн. руб. Эти миллионы говорят о доходности предприятия, а не только о вложениях в него. Напомним: работа ведётся не с нуля: на предприятии выпускаются 14 моделей гусеничной лесозаготовительной техники и модификаций на их базе.

Но и при надёжном месте работы не обойтись без достойного жилья. Рекламы новым жилмассивам делать не будем. Зато признаем: переселение из аварийных домов (бараков) идёт со значительным опозданием по срокам. В рамках реализации первого этапа программы 2014-15 года в Карелии должны были расселить 37 тысяч кв.м. аварийного жилья. Однако на деле расселено всего 12,1 тысячи, то есть, в три раза меньше. Одна, едва ли не самая разрешимая, из проблем связана с оформлением документов. Поставлена жёсткая задача: не позднее 1 июня все 37 тысяч квадратных метров ввести в эксплуатацию.

Ещё раз со значением подчеркнём: руководство республики делает то, на что находит средства, рассчитывая, прежде всего, на ФЦП. Лимит на «богатеньких Абрамовичей» страна исчерпала. Да и разовые инъекции чем-то напоминают утоление боли, а не само лечение. Но всё равно инвесторов приходится искать, а это умеет не каждый. Глава региона Александр Худилайнен обещает, что уже к маю их список пополнится. В том числе, за счёт тех, кто придёт с готовыми экономическими расчётами. Как будет на самом деле, зависит не только от ФЦП, главы и нас, ежедневно приходящих на работу, но и многочисленных вводных по жизни. А она заведомо сложнее любых планов и извилистей, чем любая дорога.

Ничуть не облегчит ситуацию и предвыборная страда, на которую также выделяются немалые средства. Поэтому наша надежда строится не на том, чтобы кого-то «убрать с дороги», а на приглашении во власть тех, кто эту дорогу осилит.