Ольга Старикова: «Главы администраций не должны заниматься политикой»

Руководитель администрации Питкярантского района уверена: эффективная модель МСУ в Карелии требует, чтобы главы муниципалитетов проходили отбор исходя из профессиональных требований к кандидатам.

Руководитель администрации Питкярантского района и карельского отделения Всероссийского совета местного самоуправления уверена: эффективная модель МСУ в Карелии требует, чтобы главы муниципалитетов проходили отбор исходя из профессиональных требований к кандидатам.

— Год назад мы обсуждали форму работы избирательных органов и пришли, на мой взгляд, к оптимальной модели, когда первый уровень депутатского корпуса избирается прямым голосованием. Ведь в сравнительно небольших округах жители знают каждого и могут оценить инициативность и деловые качества кандидата в повседневной жизни. Могут понять, обладает ли человек необходимыми, если хотите, пробивными качествами, чтобы отстаивать интересы своих избирателей. Второй уровень требует принципиально иного подхода. Например, наш район включает четыре поселения и один городской округ. Каждое поселение делегирует в райсовет двух депутатов и главу поселения, которые уже из своего состава выбирают председателя Совета. То есть действует как бы двухступенчатый фильтр. Избранные всенародными голосованием депутаты делегируют в райсовет своих лучших представителей, которые в свою очередь определяют наиболее подходящего кандидата на руководящий пост.

Еще одно новшество – глава администрации должен быть назначенцем. В этом я тоже вижу большой плюс. Ведь избрание прямым голосованием руководителя района не требует никаких критериев. В законе о выборах не определены ни уровень образования, ни профессиональная подготовка. В результате избранный глава будет наверняка харизматичен и инициативен, но это не те качества, которые необходимы для эффективной хозяйственной деятельности.

Главы администрации не должны заниматься политикой. Их работа заключается в том, чтобы жителям было, по возможности, тепло, светло, ходил бы городской транспорт, без перебоев работали бы детские сады и школы. Я по образованию экономист, всю сознательную жизнь проработала в налоговой инспекции, поэтому могу оценить эффективность тех или иных расходов. Но я не могу знать все. Поэтому один заместитель у меня хороший технарь, другой — специалист в области бюджетных расходов. Один расскажет мне, как правильно проложить дорогу, другой проинформирует, как лучше провести ЕГЭ. Еще одно необходимое требование, которое не может определить выборная система, – умение руководителя набрать профессиональную команду.

На мой взгляд, подход к выборам должен быть одинаковым по всей Карелии. Ведь недаром во всех законах муниципальный район и городской округ указаны через запятую. То, что касается района, требуется выполнять и городу. Логично, что и система выборов должна быть одинаковой. Ведь то, о чем я говорила, касается в полной мере и городских округов. В завершение я хочу упомянуть еще один существенный аспект нововведения. Приведу конкретный пример: в скором времени нам потребуется избрать депутата в Питкярантский горсовет. По нашим прикидкам, организация избирательных участков, проведение выборной кампании для только одного депутата обойдется почти в полмиллиона рублей. В случае выбора главы городской администрации расходы возрастут многократно. Между тем средства очень нужны на решение насущных проблем города. Так что модель, когда главу администрации отбирают среди прошедших по конкурсу кандидатов депутаты городского или районного Совета, на мой взгляд, является оптимальной и с точки зрения экономии бюджетных средств.