«К благоустройству нужен комплексный подход»

В Святозере ремонтируют дом культуры, дорогу к нему уже заасфальтировали. В Вилге благоустроили часть дворов и установили игровой комплекс. Первый вице-спикер Заксобрания Ольга Шмаеник рассказала, как объединить возможности региональных и федеральных программ, чтобы преобразить облик городов и поселков Карелии.

Ольга Шмаеник. Фото: ИА "Республика" / Наталья Овсянникова

Ольга Шмаеник. Фото: ИА «Республика» / Наталья Овсянникова

Сделать спортивную площадку с уличными тренажерами, обустроить современный детский игровой комплекс, привести в порядок заброшенный сквер или парк… Несколько лет назад такие проекты для небольших поселений с их постоянной катастрофической нехваткой бюджетных средств были редкостью. Сейчас с помощью различных федеральных и региональных программ у муниципалитетов появились возможности привлекать немалые по местным меркам деньги на благоустройство. Но очень важно, чтобы эти возможности использовались комплексно. Только тогда они станут серьезным стимулом для развития территорий, считает первый заместитель председателя Законодательного собрания Карелии Ольга Шмаеник.

— Ольга Николаевна, недавно в Петрозаводске прошла большая встреча парламентариев из разных регионов Северо-Запада. На ней в том числе обсуждался опыт по реализации проектов благоустройства. Какими практиками делились муниципалитеты?

— Действительно, не так давно в столице Карелии состоялось заседание постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по вопросам местного самоуправления. Отмечу, что этот комитет возглавляет депутат Законодательного собрания Карелии Анна Лопаткина. В Петрозаводск приехали представители практически всех регионов Северо-Запада. И спектр проблем обсуждался широкий: от обеспечения местного самоуправления кадрами до объединения городских и районных администраций, что актуально и для Карелии, и для наших соседей.

Безусловно, в центре внимания была и тема благоустройства. Вернее, более широкая задача: создание благоприятной среды проживания не только в больших городах, но и малых населенных пунктах. Мы рассказали о нашей региональной программе поддержки местных инициатив (ППМИ), которая действует с 2014 года, и смогли сравнить ее с похожими программами в других регионах. Например, в Вологодской области примерно столько же лет работает программа «Народный бюджет».

— И это сравнение в пользу Карелии? Наша программа лучше или есть чему поучиться у соседей?

— Наверное, такие прямолинейные сравнения не очень корректны. Но отмечу, что в Вологодской области условия участия в программе для муниципалитетов и граждан жестче, чем у нас. Например, у наших соседей из регионального бюджета на софинансирование выделяется 50% стоимости проекта, оставшуюся часть средств вносят местные бюджеты, юридические лица (спонсоры) и жители. А у нас соотношение иное, муниципалитеты могут получить из республиканского бюджета до 85% финансирования своих проектов.

Еще одно отличие: в Вологодской области сельское поселение может получить на свой проект до 500 тыс рублей, а городское — в два раза больше. У нас же для всех установлена одинаковая сумма, то есть нет разницы, небольшая это деревня или, например, Петрозаводск. Любой муниципалитет, выигравший в республиканском конкурсе, может получить до 1 млн рублей. Что же касается самих проектов, то они во многом схожи: это благоустройство дворов, ремонт колодцев и систем водоснабжения, мостов, социальных объектов. Как и у нас, в Вологодской области программа востребована. Местные власти и граждане в ней активно участвуют.

— Но все-таки активность проявляют не все поселения? В Карелии ведь есть примеры, когда муниципалитеты отказываются от участия и в ППМИ, и в новом федеральном проекте «Комфортная городская среда».

— К сожалению, есть и такое отношение. В Заксобрании я представляю округ, в который входят два района, Пряжинский и Прионежский. Так вот, в Пряжинском районе нет ни одного поселения, которое бы отказалось от участия в ППМИ. Один из самых ярких примеров – маленькое карельское село Крошнозеро. Там и жителей немного, и предприятий нет. Но есть очень активная глава поселения, Любовь Пономарева. Она понимает: если поселение сможет найти совсем небольшую сумму для софинансирования, то получит очень значительные для местного бюджета средства из республиканской казны. И Крошнозеро все четыре года подряд умудряется участвовать в программе со своими проектами и побеждать! Здесь отремонтировали Дом культуры и создали Центр развития народного творчества, обновили пожарные пирсы, реконструировали стадион. В этом году на нем установили уличные тренажеры.

А вот в соседнем Прионежском районе есть поселения, которые ни разу даже не попытались заявиться в программу. Уговариваю глав этих поселений: участвуйте! Ведь это реальная возможность получить помощь и решить проблемы, с которыми вы самостоятельно не справитесь. А в ответ: нет, зачем нам эта головная боль, здесь же надо проектно-сметную документацию готовить, собрания жителей проводить, обсуждать и выбирать проекты. Вот если бы просто выделили субсидии, дали денег…

— Ну, в принципе, когда ППМИ только начиналась, похожие претензии в ее адрес звучали: дескать, граждане и местный бизнес и так платят налоги. Справедливо ли возлагать на них обязанность еще и софинансировать проекты по благоустройству, даже если речь идет о небольших суммах?

— Я категорически не согласна с подобными высказываниями. Никто не спорит, что государство несет ответственность за состояние инфраструктуры, доступность медицины и образования. Безусловно, республиканский бюджет выделяет муниципальным образованиям субсидии на различные цели. В этом году, например, мы направили около 300 млн рублей на ремонт местных дорог. Ежегодно каждый район получает по 5 млн рублей на решение вопросов местного значения. Из бюджетов разных уровней выделяются деньги на приобретение санитарного транспорта для больниц или школьных автобусов, к примеру.

Но ППМИ, как и новый федеральный проект «Комфортная городская среда», это не просто возможность получить дополнительные средства. Главное в другом – эти программы возвращают свой истинный, первоначальный смысл понятию «местное самоуправление». Суть его в том, что жители напрямую участвуют в управлении территорией. Во-первых, сами решают, что именно они хотят сделать. В одном поселении, например, голосуют за то, чтобы благоустроить парк. А в другом говорят: да какие парки, до них ли нам – у нас тут с водой проблемы. И решают реконструировать водопровод.

Во-вторых, если в проект вложены личные средства или личный труд, люди уже совсем по-другому относятся к отремонтированным или построенным объектам. Они их берегут, сохраняют – так же, как свою личную собственность. Такие программы позволяют изжить ген иждивенчества, который в итоге и порождает равнодушное отношение или даже вандализм.

— Хорошо, но возьмем проекты, например, в сфере ЖКХ: они, как правило, сложные, дорогостоящие. Если у небольшого поселения объективно нет сил самостоятельно их реализовать, как можно помочь?

— Для этого с 2017 года мы дали возможность участвовать в ППМИ муниципальным районам. Так, в Прионежском районе реализованы четыре больших проекта. В Деревянке и Вилге отремонтировали водопровод. Здесь люди десятилетиями мучились: был плохой напор воды, плохое качество. И вот наконец эту проблему удалось решить.

Реконструированный водопровод в Вилге. Фото: пресс-служба ЗС РК

Реконструированный водопровод в Вилге. Фото: пресс-служба ЗС РК

А в Заозерье и Мелиоративном обустроили пришкольные стадионы для сдачи норм ГТО. Все эти проекты были софинансированы из районного бюджета.

— В следующем году программа поддержки местных инициатив в республике продолжится? Или основной упор будет сделан на «Комфортную городскую среду», раз появился такой федеральный проект и российский бюджет выделяет на него значительные средства?

— Конечно, мы сделаем все, чтобы наша региональная программа продолжилась, и объемы ее финансирования из республиканского бюджета не снижались. ППМИ и проект «Комфортная городская среда» — это не взаимоисключающие вещи, они дополняют друг друга. Федеральный проект состоит из двух направлений: ремонт дворовых территорий и благоустройство территорий общего пользования (парков, скверов, детских площадок). У ППМИ спектр возможных проектов шире.

Сегодня самая важная задача – объединить ресурсы всех региональных и федеральных программ, чтобы изменить к лучшему условия жизни в наших городах и поселках. Поясню на простых примерах. В селе Святозеро по федеральному проекту «Местный дом культуры» идет ремонт ДК, который стоит в самом центре села. Но нормально ли, если к обновленному учреждению люди будут добираться по грязи и ямам? Поэтому за счет региональных средств была заасфальтирована центральная дорога, ведущая к дому культуры.

Еще один пример — Вилга. Здесь за счет субсидии из регионального бюджета тоже отремонтирована дорога. Одновременно несколько многоквартирных домов благоустроили дворы в рамках «Комфортной городской среды». Поблизости с помощью этого же проекта построен детский игровой комплекс.

Отремонтированная дорога в Вилге. Фото: пресс-служба ЗС РК

Отремонтированная дорога в Вилге. Фото: пресс-служба ЗС РК

Есть и другие федеральные программы – «Парки малых городов», к примеру. И их ресурсами тоже надо активно пользоваться, в том числе, кстати, при подготовке к ежегодному Дню республики. Как вы знаете, каждый год районы участвуют в конкурсе. И район-победитель становится центральной площадкой праздника, республика выделяет на эти цели 50 млн рублей. Средства эти идут не на банкеты или фейерверки. Это возможность провести благоустройство, отремонтировать дороги, фасады, уличное освещение.

Если к этому прибавить еще работы, которые можно выполнить по другим федеральным и региональным программам, то от точечного решения конкретных проблем мы переходим к комплексному развитию городов и поселений. И это именно тот подход, который, на мой взгляд, необходимо максимально использовать.