Выборы в Карелии должны стать прозрачнее

В Карелии, возможно, произойдет модернизация выборной системы. По крайней мере с такой инициативой выступила ЦИК республики, а карельские парламентарии на минувшей сессии приняли законопроект в первом чтении.

В Карелии, возможно, произойдет модернизация выборной системы. По крайней мере с такой инициативой выступила ЦИК республики, а карельские парламентарии на минувшей сессии приняли законопроект в первом чтении.

Законопроект вызвал бурную дискуссию в парламенте. Так как рядовые жители республики еще реже сталкиваются с выборным законодательством, то открывается широкое поле для попыток манипуляций общественным сознанием.

Поэтому, не затрагивая в очередной раз всю избирательную систему Российской Федерации в целом, вкратце остановимся на моментах: «А что все-таки изменится?» В случае, если законопроект со временем обретет статус закона, произойдут две вещи, одна из которых коснется всей Карелии, другая – только столицы республики.

Во-первых, все муниципалитеты Карелии получат право объединять избирательные округа. Сейчас их размер определен федеральным законодательством, исходя из примерного равенства по числу избирателей. По закону все избирательные округа в республики одномандатные, то есть жителям делегировано право от каждого округа выбирать по одному депутату, который будет защищать их интересы при решении местных вопросов.

Однако, для того чтобы соблюсти требования закона о примерном равенстве числа избирателей, приходящихся на один мандат, часто приходится «резать» дома, если выборы проходят в городах или поселках городского типа, а в сельской местности — деревни и села. При небольшой плотности населения республики зачастую случается так, что в один избирательный округ входит часть поселка и деревня за сотню километров от него.

Введение права на многомандатные округа означает, что муниципалитеты Карелии смогут объединять округа, сообразуясь с местными географическими реалиями. При этом, если будут объединятся два округа, то жители будут избирать двух депутатов. Если три, то три народных избранника пойдут во власть. Если же власти считают, что существующая система полностью всех устраивает, то все и останется без изменений.

Такой подход дает ряд неявных преимуществ как избирателям, так и администрациям муниципалитетов. Например, в каком-либо округе живут несколько общественников, которые пользуются общей симпатией. Они дружны и могли бы составить единую команду. Но, если выборы проводятся по одномандатным округам, они должны либо конкурировать между собой, либо двоим из них приходится баллотироваться в другом округе, где их не знают или знают гораздо хуже. А в трехмандатном округе они могли бы рассчитывать на совместную победу.

Для администраций – это экономия бюджетных средств. Взять крайний случай: кто-то из депутатов сложил свои полномочия досрочно. В случае одномандатного округа потребовались бы  дополнительные выборы. В частности, администрации Шелтозера, где победила графа «против всех», потребуется более пятидесяти тысяч рублей на организацию только их технического сопровождения. В случае объединенных округов законодательство позволяет не прибегать к этой мере, пока депутатский корпус превышает две трети от необходимого числа.

Другое нововведение коснется только Петрозаводска, так как только здесь выборы проходят по смешанному принципу. Столица разбита на пятнадцать округов, где за 15 депутатских мест кандидаты сражаются в личных поединках, а еще 15 мест проходят по спискам партий–победительниц, пропорционально полученным голосам.

Именно партийную составляющую и предполагается изменить, персонифицировав списки. Сейчас каждая партия указывает в списках от одного до пяти человек, которые как бы служат ее вывеской, являются своего рода лицом партии. Недостаток этой системы заключается в непрозрачности. Если четыре пятых населения проголосовало за некую партию – это будет означать, что 10 из 15 «партийных» депутатов будут представлять народные интересы в Петросовете. Понятно, что это не первые лица, заявленные в партийном списке. А вот кто конкретно, избиратель не знает – ведь это уже внутрипартийное дело.

В предлагаемом республиканской ЦИК законопроекте общий список предлагается заменить региональными группами. То есть на каждый из 15 петрозаводских округов каждая партия вправе будет выдвинуть от одного до трех кандидатов. В этом случае избирателю будет известно, за кого конкретно он отдает свой голос, кто именно будет отстаивать его интересы в городском совете в случае победы.  Таким образом, обеспечивается своего рода прозрачность партийного голосования.