Право на защиту: что изменит упразднение Конституционного суда Карелии?

Конституционный суд Карелии в самое ближайшее время прекратит свое существование. Это связано с изменениями в федеральном законодательстве, которые были внесены в конце прошлого года. Согласно этим поправкам, конституционные суды в регионах должны быть упразднены не позднее 1 января 2023-го.

Новые дела к производству эти суды не могут принимать уже сейчас – временной лаг дается для того, чтобы завершить рассмотрение ранее принятых дел и провести все другие необходимые процедуры.

Что это значит для жителей Карелии, изменится ли что-либо в реализации прав граждан на судебную защиту? Об этом «Республика» побеседовала с председателем Карельского отделения Ассоциации юристов России, членом рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Карелии Алексеем Бахилиным.

В Карелии Конституционный суд был создан в 1994 году. Это было время становления постсоветского федерального и регионального законодательства: изменений было много, и довольно стремительных. Новый судебный орган был призван разрешать возникавшие коллизии, в первую очередь – проверять, насколько региональные законы и решения местного самоуправления соответствуют Конституции республики.

При этом создавать конституционные, или уставные суды – это было право, а не обязанность субъектов Федерации.

«В подавляющем большинстве регионов эти суды никогда не создавались, их функции выполняли суды общей юрисдикции», — отметил Алексей Бахилин.

Алексей Бахилин. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Алексей Бахилин. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

В тех же немногих регионах, где конституционные суды все-таки были, время от времени возникали дискуссии, целесообразно ли за счет региональной казны содержать этот судебный орган. Например, в Карелии содержание Конституционного суда обходится в 27 миллионов рублей в год.

В прошлом году в вопросе о региональных конституционных судах была поставлена точка.

Согласно обновленной Конституции РФ, поправки в которую были одобрены на всероссийском голосовании, отныне в судебную систему входят: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи. Конституционные суды регионов в этот перечень не вошли.

Вслед за изменениями в Конституцию были внесены поправки в федеральные законы. Теперь дело – за регионами, которые тоже обязаны привести свое законодательство в соответствие с Основным законом страны и упразднить конституционные суды (сейчас они действуют только в 14 субъектах Федерации).

В Карелии для этого потребовалось внести изменения в Конституцию республики.

«Эти поправки мы предметно обсуждали на рабочей группе, в которую входят депутаты, представители исполнительной власти, общественности, юридического сообщества. Я считаю, что Конституционный суд Карелии за годы своей работы внес немалый вклад в развитие регионального законодательства, в него входили очень уважаемые, очень квалифицированные юристы. Однако судебная система России все эти годы также развивалась, устранялись многие дублирующие функции. Новая редакция Конституции – это логичный шаг к укреплению единого правового пространства, судебной системы, четкой и понятной для граждан», — пояснил Алексей Бахилин.

И все же, если человек пожелает оспорить республиканский закон, постановление, указ или распоряжение региональных, местных властей – эта возможность у него остается?

Конституционный суд Карелии. Фото: пресс-служба Заксобрания Карелии

Конституционный суд Карелии. Фото: пресс-служба Заксобрания Карелии

«Конечно. Такое право полностью сохраняется и никак не будет ущемлено. Как я и говорил, в большинстве регионах функции конституционных судов всегда выполняли федеральные суды общей юрисдикции. И у нас в Карелии уже многие годы проверкой нормативных правовых актов на соответствие федеральному законодательству занимается Верховный суд республики. Он в том числе и может обращаться с соответствующими запросами в Конституционный суд России. И, если мы посмотрим статистику, то увидим, что количество нормативных правовых актов, оспоренных в Верховном суде, значительно больше, чем оспоренных в Конституционном суде Карелии. Это естественно, потому что у федеральных судов шире компетенция, значительно мощнее кадровый состав», — сказал Алексей Бахилин.

Кроме того, в соответствии с обновленной Конституцией и федеральным законодательством возможность оценки правовых актов субъектов Российской Федерации предоставлено также Конституционному суду России.

Добавим, что поправки в Конституцию Карелии об упразднении Конституционного суда республики с 15 марта этого года, поддержанные рабочей группой, были приняты парламентом региона сегодня на сессии.