В небе, в море, на земле

Как нарушают закон владельцы «Комет» и «Метеоров», соблюдаются ли права инвалидов на железной дороге и когда наконец отремонтируют Соломенский мост, рассказал транспортный прокурор Карелии Дмитрий Бычихин.

Транспортный прокурор Карелии Дмитрий Бычихин. Фото: Николай Смирнов

Транспортный прокурор Карелии Дмитрий Бычихин. Фото: Николай Смирнов

Соломенский мост

Переправа, соединяющая Соломенное с остальными районами Петрозаводска, — один из самых проблемных объектов города. Техническое состояние моста оставляет желать лучшего: последний раз его ремонтировали восемь лет назад, а понтоны, из которых он состоит, были построены в 1989 и 1992 годах.

Еще в 2011 году Петрозаводский городской суд обязал мэрию карельской столицы передать Соломенскую переправу под технический надзор Российского речного регистра (находится в ведении федерального Минтранса). Однако городские власти требование суда до сих пор не выполнили.

Дмитрий Бычихин уверяет, что судебные приставы сделали всё от них зависящее, чтобы мэрия исполнила решение суда. Горадминистрации выписывали штрафы и предупреждали об уголовной ответственности — тщетно. По словам прокурора, представители мэрии аргументируют свое бездействие отсутствием денег в городском бюджете: подготовка моста к техобследованию, которое должен провести регистр перед приемом объекта под свой надзор, потребует немалых средств.

Есть и еще один нюанс, о котором говорил начальник транспортного отдела петрозаводской мэрии Вячеслав Пухач на состоявшемся в марте межведомственном совещании. Дело в том, что для полноценного обследования переправы ее нужно достать из Логмозерского пролива на сушу. Но в этом случае городские власти опасаются транспортного коллапса (надо сказать, вполне справедливо).

Соломенский мост в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

Соломенский мост. Фото: Николай Смирнов

Впрочем, Дмитрий Бычихин подчеркивает, что транспортной прокуратуре неважно, как именно будет проведена техническая проверка моста: главное, чтобы ее в принципе провели и передали мост под надзор компенентного органа. И мэрия, кажется, потихоньку начала к этой цели двигаться.

По итогам уже упомянутого мартовского совещания стороны договорились о сроках устранения проблемы. Было решено, что к 1 июля 2016 года мэрия должна организовать техническое обследование моста, а к 15 июля на основе этой проверки нужно выработать дальнейшую стратегию эксплуатации переправы. То есть как минимум ответить, безопасно ли по Соломенскому мосту передвигаться на автомобиле. Сейчас этот вопрос, по сути, остается в подвешенном состоянии.

Пока мэрия готовится выполнить свою часть мартовских договоренностей, Петрозаводский горсуд обязал ее привести Соломенский мост в надлежащее состояние и (пожалуй, главное) запретить проезд по переправе автомобилям тяжелее трех тонн. В прокуратуре надеются, что это ограничение позволит по крайней мере остановить дальнейшее разрушение и без того полуразрушенного покрытия. Дмитрий Бычихин говорит, что решение суда в силу не вступило, поэтому назвать точные сроки введения запрета пока нельзя.

Беломорканал

Куда реже, чем о Соломенском мосту, карельские СМИ вспоминают о Беломорско-Балтийском канале, который, к слову, тоже требует ремонта. Более того, ремонт этот на объекте уже давно (с 2010 года) ведется, да еще и в рамках Федеральной программы развития транспортной системы страны.

Обойти вниманием столь масштабный проект в надзорном ведомстве не могли. И нашли в его реализации несколько нарушений, причем весьма серьезных.

— По итогам наших проверок мы сделали вывод, что администрация канала не уделяет достаточно внимания эффективному использованию средств, выделенных из госбюджета на реализацию программы, — констатировал прокурор.

Так, проведенная несколько месяцев назад проверка Росфиннадзора показала, что администрация Беломорканала переплачивала за вывоз строительного мусора. Дело в том, что подрядчик доставлял ненужные материалы на меньшее расстояние, чем было прописано в техзадании. А деньги получал по прописанным в документе нормативам. Прокуратура на это нарушение отреагировала и потребовала от администрации вернуть незаконно потраченные деньги в казну.

Гидросооружения Беломорско-Балтийского канала

Беломорканал. Фото из архива «Республики»

Проверка Росфиннадзора выявила также нарушение в сфере расходования бюджетных средств. Здесь всё серьезнее: по этому факту было возбуждено уголовное дело (часть четвертая статьи 159 Уголовного кодекса — мошенничество в особо крупном размере).

Сейчас по этому делу ведется следствие. Речь идет о неэффективном использовании средств, выделенных по госконтракту на оплату доставки грунта и щебня. Обвинение пока никому не предъявлено, прокуратура ведет надзор за расследованием.

Более конкретную информацию Дмитрий Бычихин до окончания следствия предоставлять не стал. По нашей информации, в этом случае речь идет о нецелевом расходовании весьма крупной суммы — порядка 20 миллионов рублей.

Аэропорт

В рамках уже упоминавшейся Федеральной программы развития транспортной системы России ведется реконструкция еще одного важного для Карелии объекта — аэропорта «Петрозаводск». С недавних пор воздушная гавань карельской столицы возобновила полноценную работу: сейчас из нее регулярно летают самолеты в Москву, из города к аэропорту ходят автобусы, скоро из Петрозаводска можно будет попасть в Крым по единому билету.

Однако и на этом стратегически важном объекте транспортная прокуратура находит нарушения. Их можно разделить на две группы: одна часть связана с нарушением трудового законодательства, другая — с нарушением законодательства «контрактного».

Одна из проверок показала, что при подготовке аэропорта к прохождению сертификации его руководство допустило нарушение в сфере организации закупок. Надзорное ведомство установило, что в реестре отчетности по заключенным договорам не были размещены сведения о нескольких контрактах, подписанных летом-осенью прошлого года. Прокуратура возбудила три административных дела в отношении должностного лица, которому в результате выписали штрафы на 90 тысяч рублей.

Еще пять административных дел ведомство возбудило из-за нарушения закона о контрактной системе. Ответственный сотрудник аэропорта не уведомил в положенный срок карельский Государственный контрольный комитет о заключении договора без проведения торгов по причине форс-мажорных обстоятельств. Общая сумма штрафов по этим делам — 75 тысяч рублей.

аэропорт Петрозаводск

Скоро в аэропорту Петрозаводска появится новый терминал для внутрироссийских рейсов, а старое здание отдадут под рейсы заграничные. Фото: Николай Смирнов

Осенью прошлого года прокуратура нашла в аэропорту нарушения в сфере охраны труда. Администрация нарушала права работников, не вовремя рассчитываясь с ними при увольнении, не снабжая их специальной одеждой и не направляя сотрудников на медосвидетельствование. По итогам проверки гендиректору объекта внесли представление и выписали штраф на две тысячи рублей.

Значительная часть реконструкции аэропорта еще впереди, и прокуратура продолжит внимательно следить за соблюдением его администрацией законодательства, отметил Дмитрий Бычихин.

Водный транспорт

О проблемах водного транспорта в Карелии наслышаны все: особенно широкий резонанс получают инциденты, когда какая-нибудь «Комета» встает посреди озера с сотней несовершеннолетних пассажиров на борту. Прокуратура на такие происшествия оперативно реагирует — проводит проверки, разъяснительные беседы, штрафует виновных.

Есть и другая группа проблем, связанных с пассажирскими судами, — несоблюдение расписания. Так, в июле прошлого года принадлежащие ООО «Рыбинские пассажирские перевозки» корабли несколько раз серьезно опаздывали к причалу. По этим фактам транспортная прокуратура возбудила административное дело, в результате чего директор компании получил 20-тысячный штраф.

К наступающей навигации в надзорном ведомстве готовятся уже сейчас. Прокуратура проверяет суда как в плановом режиме, так и по жалобам от граждан. Дмитрий Бычихин считает, что транспортные компании после вмешательства прокуратуры вряд ли будут повторять уже выявленные нарушения. А если всё-таки будут, прокуратура готова применять более жесткие карательные меры.

По воде жителей Карелии перевозят в основной суда на подводных крыльях - "Кометы" и "метеоры". Фото: mosfont.ru

По воде жителей Карелии перевозят в основной суда на подводных крыльях — «Кометы» и «Метеоры». Фото: mosfont.ru

Права инвалидов

Одно из приоритетных направлений работы транспортной прокуратуры, говорит Дмитрий Бычихин, — контроль над соблюдением прав людей с ограниченными возможностями здоровья. По этой линии ведомство регулярно проводит проверки — и регулярно находит нарушения.

Так, еще в прошлом году транспортная прокуратура обнаружила, что в здании петрозаводского железнодорожного вокзала не была размещена доступная для слабовидящих информация. Начальнику вокзала внесено представление, недочеты устранены.

Права инвалидов нарушались и в кассах, расположенных на территории причальной набережной карельской столицы: помещения не были оборудованы пандусами и прочими необходимыми приспособлениями. Ситуация сегодня тоже исправлена, пандусы установлены.

Осенью прошлого года в прокуратуру обратился петрозаводчанин, получивший травму на железнодорожном вокзале. Мужчина, будучи инвалидом первой группы по зрению, упал на одной из платформ и повредил коленный сустав.

Проверка показала, что в происшедшем виновата администрация вокзала: платформа не была оборудована так называемыми тактильными указателями, позволяющими людям с плохим зрением ориентироваться в пространстве и избегать опасных мест. Петрозаводский горсуд обязал РЖД выплатить пострадавшему компенсацию в 20 тысяч рублей. Впрочем, указатели на платформах вокзала не появились до сих пор.

Аналогичные нарушения прокуратура нашла на железнодорожных станциях в Кондопоге и Беломорске. Вокзальные помещения там тоже не оснащены тактильными указателями, что нарушает права инвалидов. Надзорный орган направил по этим фактам иски в суд, однако по ним решение еще не вынесено.