Госпредприятия переходят на контрактную систему закупок

С начала следующего года закупки государственных и муниципальных предприятий будут регулироваться законом о федеральной контрактной системе.

В Петрозаводске прошел семинар для специалистов государственных и муниципальных унитарных предприятий. С 1 января закупки большей части таких юридических лиц будут регулироваться федеральным законом № 44, известным как Федеральная контрактная система. Перевод госпредприятий под действие одного закона — часть реформы сферы госзакупок. Бюджетные, автономные учреждения, госкорпорации пока остаются в рамках действия 223-го закона о закупках для юридических лиц.

Как пояснила зампредседателя Госкомитета по управлению госимуществом Елена Игнатенкова, до начала 2017 года МУПы и ГУПы работают в соответствии с законом № 223 — это рамочный закон по закупкам для юрлиц, где мало ограничений и правила действия достаточно вольные, а закон № 44 диктует жесткие требования и жесткую административную ответственность.

Елена Игнатенкова

Фото: Максим Смирнов

— По 223-му закону предприятия сами, например, определяют, какие электронные площадки использовать, каким способом осуществлять закупки, в каких формах, как покупать у единственного источника — какую сумму обозначили, за такую и купили, как написали, так и будет, а 44-й закон предусматривает конкретные способы: только те пять электронных площадок, которые существуют, и договор с единственным источником — контракт — заключается до 100 тысяч рублей в квартал и, соответственно, не более двух миллионов рублей можно потратить. Правила гораздо жестче, — пояснила Елена Игнатенкова.

Уже сегодня всем предприятиям, которые будут работать по новому для них закону, нужно подготовить планы-графики закупок, создать контрактные службы и контрактных управляющих — этого требует 44-й закон.

На семинаре также речь шла о некоторых пробелах в законодательстве, в частности, когда, например, по каким-то статьям контрольный орган — антимонопольная служба — имеет одну позицию, а заказчик — совершенно другую. Соответственно, все споры рассматривает суд, а так как нет прецедентной практики, то бывает, что в регионах одно и то же положение толкуется по-разному.

Семинар о госзакупках

Фото: Максим Смирнов.

Злободневная проблема — покупка услуг. Например, оздоровительный отдых детей.

— Когда мы осуществляем закупку услуги, то участники в своих заявках дают только согласие. Мы, например, написали в техзадании, что мы хотим: место, где расположен лагерь, лицензии, но в контракте мы не можем даже указать название лагеря, потому что в заявке его нет — поставщик услуги не обязан по закону его вписывать! В итоге заказчик покупает кота в мешке,- рассказала Елена Игнатенкова.

Как правило, уже когда по итогам выясняется, что, например, в детском лагере нет ряда прописанных услуг, то отказываться уже поздно, поскольку отмена контракта означает, что дети не поедут на юг, так как нужно будет объявлять новые торги, что занимает полтора-два месяца.

Специалисты сферы госзакупок обсудили предложения по улучшению норм законодательства на недавней всероссийской конференции, которая прошла в Петрозаводске в сентябре.

Семинар о госзакупках

Фото: Максим Смирнов