«Развитие Петрозаводска — командная работа»

Как будет работать обновленная система общественного транспорта в Петрозаводске? Какие первоочередные городские проблемы поможет решить крупная субсидия в 1,4 млрд рублей, выделенная городу из республиканского бюджета? На эти и другие темы мы поговорили с главой Петрозаводска Владимиром Любарским.

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Владимир Любарский. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

— Владимир Константинович, почему для реализации транспортной реформы потребовалось привлечь федеральных экспертов?

— Есть задачи, которые мы можем решить своими силами, и есть те, что без поддержки решить попросту невозможно. Мы видим, что даже значительно более крупные города, чем Петрозаводск, привлекают для модернизации системы общественного транспорта федеральные структуры и федеральных экспертов. Появлению в городе современной и комфортной системы общественного транспорта предшествует огромная специализированная научно-исследовательская работа. На муниципальном уровне, в штатах местных администраций или муниципальных учреждений, таких специалистов просто нет — нигде, ни в одном городе.

Что мы должны получить в итоге? Объемный документ, в котором будет всё про движение общественного транспорта в Петрозаводске, по каждому маршруту — его описание, начиная от старта до конечной точки, интервалы движения, интенсивность пассажиропотока в разные часы, взаимодействие автобусов и троллейбусов и так далее.

Кто конкретно станет непосредственным исполнителем, разработчиком новой транспортной схемы, созданной на основе всестороннего анализа, решится на аукционе, который мы объявим в ближайшее время. Это открытая процедура, победитель определится в конкурентной борьбе. Очень надеемся, что это будет опытный, надежный, квалифицированный подрядчик. Считаю, что важно привлечь к обсуждению вопросов развития общественного транспорта и наших региональных экспертов из Петрозаводского госуниверситета или Карельского научного центра РАН. Ничуть не умаляю их профессионализм и компетентность.

Но, повторю, без федеральных механизмов поддержки модернизировать транспортную систему невозможно. Мы здесь ничего нового не изобретаем, намерены воспользоваться опытом других городов, которые смогли перестроить систему пассажирских перевозок в сотрудничестве с «ВЭБ.РФ», РосдорНИИ (Российский дорожный научно-исследовательский институт — прим. ред.).

 

Одна из важных составляющих транспортной реформы — обновление подвижного состава. В партнерстве с «ВЭБ.РФ» города используют различные механизмы, в том числе лизинговые. Например, в Перми, которая признана одним из лидеров развития общественного транспорта в стране, в результате транспортной реформы средний возраст автобусов сократился с 12 лет до 2,5 года, доля низкопольных автобусов выросла до 95%. Обновляется и электротранспорт: на улицах города все больше современных трамваев.

— В новой маршрутной схеме учтут необходимость повысить транспортную доступность отдаленных районов города?

— В новой схеме должны быть учтены все детали: как нужно построить транспортную систему, чтобы горожане могли с комфортом добраться из точки А в точку Б. Причем эта задача рассчитана не только на решение существующих сегодня проблем, но и, образно выражаясь, на вырост. Все расчеты и планирование должны осуществляться исходя из того, как будет расти и расширяться Петрозаводск. Например, если мы планируем развивать прибрежную зону в рамках концепции «Города у воды», то мы должны понимать, как будет обеспечена транспортная доступность и новых жилых кварталов, и новых рекреационных зон, которые появятся. То же самое касается всех остальных районов города — и уже существующих, и строящихся. Если мы понимаем, что через несколько лет в том или ином районе будет жить, скажем, 20 тысяч человек, мы должны закладывать эти данные при разработке маршрутной сети.

Петрозаводск. Фото: Илья Тимин

Петрозаводск. Фото: Илья Тимин

Хотим получить от экспертов и ответ на вопрос, стоит ли продлевать наши маршруты в ближайшие населенные пункты Прионежья, где многие петрозаводчане строят индивидуальное жилье. Словом, новая транспортная схема не должна отставать от жизни, а наоборот — должна работать на опережение.

— Троллейбусы сохранятся?

— Это одна из приоритетных задач — сохранить электротранспорт. Не только потому что это исторический бренд Петрозаводска. Троллейбусы необходимо сохранить по сугубо прагматичным причинам: их плюсы в экологичности, имеющейся контактной сети. Но, к сожалению, троллейбусное предприятие у нас уже много лет находится в полубанкротном состоянии, и в значительной степени это связано с тем, как построена существующая транспортная схема. Маршруты троллейбусов и автобусов часто дублируют друг друга, коммерческие перевозчики перехватывают пассажиров у муниципального транспорта. При разработке новой схемы мы должны найти баланс, чтобы и пассажирам было удобно, и коммерческие перевозки не мешали развитию муниципального электротранспорта.

Троллейбусное управление. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Троллейбусное управление. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

— Еще одна задача транспортной реформы — сдержать рост цен на проезд. Это реально?

— Именно на решение этой задачи нацелен переход на регулируемые тарифы. Сегодня городская администрация может регулировать тарифы только троллейбусного предприятия, которое мы субсидируем из городского бюджета. Коммерческие перевозчики устанавливают стоимость проезда сами, и рычагов влияния у нас на них фактически нет.

В рамках реформы мы намерены полностью изменить наши взаимоотношения с перевозчиками. После разработки и утверждения новой схемы мы уведомим все транспортные компании о переходе на регулируемый тариф, а потом на аукционах определим перевозчиков, которые будут предоставлять транспортные услуги уже на новых условиях брутто-контрактов. Важно, что по таким контрактам платежи от пассажиров будут идти не в карман перевозчика, а в бюджет города. А город, в свою очередь, будет закупать у перевозчиков их услугу, покрывая ту разницу, которую они недополучили, то есть разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения.

Подчеркну, что сегодня переход на регулируемый тариф является единственной возможностью влиять не только на стоимость проезда, но и на качество услуг, которые оказывают частные перевозчики. Когда мы будем закупать у перевозчиков транспортную услугу, они станут работать уже на наших условиях. Если перевозчик не отработал прописанный в контракте километраж, нарушил расписание — будем спрашивать жестко, поскольку у нас будут для этого все права как у заказчиков услуги.

— Недавно также стало известно, что федеральный центр одобрил заявку правительства Карелии на инфраструктурный бюджетный кредит. Это более 1,2 млрд рублей, которые планируется направить на реновацию Октябрьского района. Что она будет включать в себя?

— Это будет первый в Петрозаводске и Карелии проект комплексного развития территории. Предусматривается модернизация инженерных сетей — электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, снос аварийных домов и строительство 180 тыс. кв. м нового жилья.

Первые из домов планируется сдать в 2024 году и далее строить ориентировочно по 20 тыс. кв. м в год. В рамках проекта за счет средств инвестора будет расселено 40 тыс. кв. м аварийного и ветхого жилья.

Отмечу, что Октябрьский район в силу своих особенностей наиболее подходит для реализации такого проекта комплексного развития. Здесь есть относительно нестарый жилой фонд, который будет сохранен, но есть и совсем ветхие деревянные дома. Детально проект реновации еще будут проработан, посмотрим, что предложат застройщики, архитекторы. Безусловно, обсудим его с жителями. Для города это хороший шанс при поддержке федерального бюджета обновить район, который застраивался еще в середине прошлого века, и продолжить те преобразования, которые мы уже начали, — я имею в виду ремонт проезжей части Октябрьского проспекта, улицы Ленинградской.

 

— Реновация Октябрьского района — это все-таки дело будущего, хотя, хочется верить, и ближайшего. В текущей же ситуации еще одно решение, о котором хотелось бы поговорить, — это выделение Петрозаводску дополнительных денег, почти 1,4 млрд рублей, уже в этом году. Решение было принято по предложению правительства Карелии на сессии Заксобрания в сентябре. На что планируется направить эти довольно значительные средства?

— Сейчас мы активно обсуждаем этот вопрос. На мой взгляд, надо исходить из первоочередных потребностей, которые есть у города. Есть предложения направить часть средств на покупку новых троллейбусов. Но нам также очень нужны, например, дополнительные контейнерные площадки закрытого типа для мусора: кое-где в городе мы их уже установили, но этого пока что очень мало.

Или вопросы образования. В Петрозаводске строятся новые детские сады, скоро примет детей новая школа на Древлянке. Но нам надо приводить в порядок и уже существующие образовательные учреждения, которым не один десяток лет.

Школа №9. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Школа № 9. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Надо продолжать решать проблему с уличным освещением, исправляя ошибочное решение городских властей, принятое в предыдущие годы (речь об энергосберегающем контракте 2014 года, по которому городские фонари заменили на новые, из-за чего город погрузился в темноту — прим. ред.). Мы поэтапно этот вопрос решаем, меняем светильники в разных районах города. Но проблемных участков еще много, и даже в самом центре карельской столицы. Например, если вечером пройти по набережной чуть дальше ресторана «Фрегат» — попадаешь в кромешную тьму.

Кроме того, мы сейчас рассматриваем проект реновации Левашовского бульвара — тоже знаковое место для города. Его обустройство оценивается примерно в 80 млн рублей. Но, безусловно, надо очень внимательно все проанализировать. Некоторые решения по благоустройству общественных пространств, принятые ранее, у меня лично вызывают сомнения.

— Какие, например?

— В частности, целесообразно ли мостить пешеходные зоны колотой брусчаткой. Как это было сделано, например, вокруг памятника «Пушка» в Зарецком парке. Наверное, какие-то декоративные функции такая брусчатка может выполнять, но ходить-то людям по ней неудобно.

Поэтому все подобные решения по благоустройству надо обсуждать и анализировать, впрочем, как и другие вопросы городского развития. Рассчитываю, что депутаты нового созыва Петросовета активно подключатся, ведь они, как никто другой, должны быть погружены в проблемы своих округов.

Депутатский корпус по итогам сентябрьских выборов значительно обновился — практически на две трети. Расширилось и партийное представительство: теперь в городском парламенте депутаты от шести политических партий. Нет ли рисков, что вопросы городской жизни будут излишне политизироваться?

— На первой сессии городского совета, которая состоялась 7 октября, в своем обращении к депутатам я уже отмечал, что проблемы, которые нам вместе предстоит решать, не имеют какой-либо партийной окраски или принадлежности. Ремонт дорог и школ, работа общественного транспорта, уборка мусора, горячее питание для школьников — всё это не делится на вопросы «Единой России», «Справедливой России», КПРФ или какой-либо другой партии. Поэтому как глава города своей главной задачей считаю сосредоточиться на конструктивной работе с городским советом, ориентируясь не на партийную принадлежность депутатов, а на решение проблем, которые стоят перед городом. И, конечно, надеюсь, что депутаты из всех фракций тоже настроены на такой конструктивный диалог. Если депутат или группа депутатов высказывают здравые предложения и идеи, мне все равно, к какой партии авторы этих инициатив принадлежат. Подобные предложения будем обсуждать, анализировать, стараться воплотить в жизнь. Развитие города — это командная, совместная работа разных ветвей и уровней власти.

Добавлю: нам важно мнение и депутатов, и экспертов по самым разным направлениям, и общественников, городских активистов, всех неравнодушных людей. Мы готовы к открытому обсуждению всех вопросов, волнующих горожан.