Парламент Карелии: итоги работы за полгода

Приобретение жилья для медработников в районах, поддержка малого и среднего бизнеса, помощь многодетным семьям и молодым специалистам на селе. О ключевых направлениях работы регионального парламента за шесть месяцев этого года в интервью «Республике» рассказал председатель Законодательного собрания Карелии Элиссан Шандалович.

Элиссан Шандалович. Фото: пресс-служба Законодательного собрания Карелии.

Элиссан Шандалович. Фото: пресс-служба Законодательного собрания Карелии.

— Элиссан Владимирович, с начала года депутаты несколько раз вносили изменения в бюджет республики, связанные с ростом доходной части. На что идут дополнительные доходы – на выполнение текущих обязательств или все-таки уже появилась возможность вкладывать средства в развитие региона?

— Рост доходной части бюджета стал устойчивой тенденцией. Особенно отрадно то, что теперь это происходит уже не только за счет федеральной помощи. Увеличиваются собственные доходы карельской казны, налоговые и неналоговые поступления. Напомню, что в конце прошлого года при принятии бюджета-2019 мы утверждали доходную часть в объеме 46,8 млрд рублей. И в течение полугодия несколько раз вносили позитивные коррективы. Сегодня параметры бюджета – уже 52,7 млрд рублей, то есть на 6 млрд больше, чем было запланировано первоначально.

Очень важно и то, что бюджет остается бездефицитным. Формирование бездефицитного бюджета было непростым решением и для правительства, и для парламента. Согласно федеральному законодательству сегодня для региональных бюджетов допустимый предельный дефицит – 10%. И еще десять лет назад главный финансовый документ утверждался именно с такими параметрами. К чему это привело? К тому, что появлялись не подкрепленные реальным финансированием, ничем не обеспеченные расходные статьи, по сути, виртуальные обязательства республики. Для того чтобы их выполнить, республике пришлось накапливать долги, брать не только бюджетные кредиты, но и дорогостоящие кредиты коммерческих банков.

Сегодня, на мой взгляд, подход к формированию бюджета более взвешенный. В том числе республика взяла очень правильный курс на снижение государственного долга. И делает это успешно. С начала текущего года госдолг уменьшился на 4,5 млрд рублей, или на 22%. Только экономия на его обслуживании составила 200 миллионов рублей.

Это крайне важно, поскольку чем меньше у региона долгов, тем больше появляется возможностей для развития. Безусловно, приоритет отдается выполнению социальных обязательств. У нас сложилась хорошая практика: при формировании бюджета на очередной год в первую очередь уделять внимание финансированию здравоохранения, образования, культуры, социальной сферы, в том числе действующих социальных выплат, пособий. И только убедившись, что все текущие обязательства подкреплены финансово, мы планируем расходы уже на новые направления, на развитие этих отраслей, на поддержку экономики. И такая возможность – направлять средства на развитие региона – у нас сейчас, действительно, появилась.

— Можно ли привести примеры таких законодательных инициатив, которые были приняты парламентом с начала года?

— Например, в этом году мы значительно расширили меры поддержки для малого и среднего бизнеса. Так, если в прошлом году государство возмещало предпринимателям часть затрат на строительство гостевых домов для туристов, объектов придорожного сервиса, то в этом году можно получить компенсации еще и на приобретение специализированной техники (снегоходов, квадроциклов, катамаранов, рафтов), оборудования для производства пищевых продуктов, мебели и камнеобработки. Предусмотрена и помощь тем жителям Карелии, которые хотят заниматься социальным предпринимательством. Кроме того, у малого и среднего бизнеса теперь есть возможность получить частичную компенсацию расходов на присоединение к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения.

Все эти меры разрабатывались вместе с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Карелия и самими предпринимателями и оказались востребованными. Об этом говорят цифры: если в 2018 году поддержкой воспользовались всего 36 представителей малого и среднего бизнеса, то на сегодняшний день – уже более 100 предпринимателей. В целом на поддержку малого и среднего бизнеса в 2019 году в региональном бюджете предусмотрено 127 миллионов рублей: в три раза больше, чем в 2018-м. 

Поддержка малого и среднего предпринимательства – это не только решение текущих задач, таких как занятость населения, создание новых рабочих мест. Это и работа на перспективу. Мы уже видим примеры, когда благодаря мерам господдержки предприниматели успешно развивают свой бизнес, выпускают продукцию, которая представлена не только в Карелии, но и за ее пределами. Чем больше будет таких историй успеха, таких предпринимателей и предприятий, тем активнее будут расти налоговые и неналоговые поступления, доходная база бюджета.

В свою очередь это означает, что мы сможем направлять больше средств в том числе на развитие социальной сферы. Отмечу, что и в этом направлении парламент в минувшие шесть месяцев работал активно. Принят целый пакет законов, которые призваны улучшить качество и доступность медицинской помощи, поддержать многодетные семьи, молодых специалистов, приезжающих работать на село.

— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Например, здравоохранение: какие ключевые решения приняты в этой сфере?

— В карельском здравоохранении мы видим изменения в лучшую сторону, и мне как врачу это особенно приятно отметить. Впервые выделены средства на приобретение жилья для врачей и фельдшеров в районах республики. В конце прошлого года на эти цели мы выделили 53 млн рублей и еще 40 млн рублей – в этом году. Сейчас для медработников приобретено уже около 50 квартир, служебное жилье предоставлено 30 специалистам, и работа по покупке жилья в муниципалитетах продолжается. Вряд ли надо объяснять, насколько это важно для привлечения и закрепления медицинских кадров.

Одновременно идет большая работа по развитию первичной медицинской помощи. Напомню, что Карелия включилась в реализацию национального проекта «Здравоохранение». Одно из его направлений – расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов. Только в этом году в районах республики появятся 20 модульных ФАПов. Для жителей маленьких, отдаленных поселков и деревень это возможность получать первичную медицинскую помощь в комфортных и современных условиях. Кроме того, из регионального бюджета мы выделили средства на подготовку фельдшеров, вакцинопрофилактику, проведение энергосберегающих мероприятий в ряде районных больниц.

Наряду с развитием первичной медпомощи обновляется оборудование Республиканской больницы им. В.А Баранова, районных учреждений здравоохранения. В рамках нацпроекта планируется строительство нового корпуса онкодиспансера в Петрозаводске. Это жизненно важно для республики, поскольку в старых помещениях сегодня уже очень сложно оказывать высокотехнологичную помощь онкобольным на должном уровне. Ведется строительство нового приемного отделения в Больнице скорой медицинской помощи, расширяется сеть медицинских учреждений, работающих по принципам «Бережливой поликлиники».

 

Словом, в республике очень многое делается для того, чтобы создать и совершенствовать многоуровневую систему качественной и доступной медицинской помощи. И все эти инициативы, конечно, находят в парламенте самую активную поддержку. В 2019 году в бюджете республики на развитие здравоохранения предусмотрено почти 8,5 млрд рублей, это более 16% в объеме бюджетных расходов.

— Если продолжить разговор о социальной сфере: что делается сегодня для поддержки семей с детьми, молодых специалистов, которые приезжают работать на село?

— Во-первых, более 125 млн рублей предусмотрено в бюджете республики на решение одной из самых актуальных проблем – создание дополнительных мест в детсадах для детей в возрасте до трех лет. Уже в этом году должно завершиться строительство детских садов в поселках Ляскеля и Ильинском, городе Петрозаводске, а также пристройки к зданию детского сада в Шуе. Это даст возможность создать 690 новых мест. Кроме того, еще два дошкольных учреждения, построенные ранее в Петрозаводске в микрорайоне Древлянка, откроют свои двери для 450 детей в сентябре этого года.

 

Во-вторых, в этом полугодии мы приняли закон о дополнительных мерах поддержки многодетных семей. Эту задачу президент России Владимир Путин обозначил в своем послании Федеральному Собранию как приоритетную. Наша региональная инициатива дает возможность улучшить жилищные условия нуждающимся семьям, где родилось сразу трое и более детей. Поскольку закон новый, мы обязательно проанализируем, как он реализуется.

В-третьих, Карелия – один из немногих регионов, где действует закон о бесплатном выделении земли под индивидуальное жилищное строительство молодым специалистам, приезжающим работать в сельскую местность. Получить земельные участки могут молодые сельские учителя, медработники, работники культуры, лесного, сельского и рыбного хозяйства. Весной этого года в этот перечень добавились пожарные. За время действия закона правом на получение земельного участка смогли воспользоваться более 80 специалистов. Подавляющее большинство – это педагоги, но есть и медицинские работники, и специалисты сельского хозяйства.

— Но ведь до сих пор остается проблема: многие участки не обеспечены необходимой инфраструктурой, дорогами, инженерными сетями.

— Понимая, что владельцы участков и муниципалитеты эту проблему самостоятельно решить не могут, в этом году мы выделили 75 млн рублей. За счет этих средств будет разработана ПСД для более чем 400 участков в Кондопожском, Медвежьегорском, Сегежском районах и Костомукше. До конца года документация должна пройти госэкспертизу, и после этого Карелия сможет подать заявки в федеральные программы на получение финансирования на строительные работы. Считаю, что это тоже можно отнести к дополнительным мерам социальной поддержки, которые мы смогли предпринять благодаря увеличению доходной базы республиканского бюджета.

— Аналогичная ситуация, насколько известно, со строительством очистных сооружений в районах республики. Приступить к решению этой проблемы не получалось годами, потому что не было денег на разработку проектно-сметной документации.

— Именно так, и только сейчас мы смогли сдвинуть дело с мертвой точки. В 2018-2019 годах в общей сложности на подготовку ПСД выделено около 200 млн рублей. Речь идет о документации для строительства и реконструкции водопроводных и канализационных очистных сооружений в целом ряде муниципальных образований. В списке – Кемь, Пудож, Медвежьегорск, Повенец, Сегежа, Суоярви, Беломорск, Калевала, поселки Пяозерский Лоухского района и Матросы Пряжинского района. Это важный шаг к тому, чтобы привлечь федеральные средства и обеспечить жителей этих городов и поселков чистой и качественной питьевой водой.

— Какой объем средств в целом выделен в этом году на поддержку районов?

— Мы последовательно увеличиваем поддержку муниципалитетов. В этом году объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам составил более 13,6 миллиарда рублей, почти на миллиард больше, чем в прошлом году. Главная цель – добиться, чтобы социально-экономическое развитие районов стало более равномерным, чтобы проблемные районы смогли подтянуться к уровню успешных муниципальных образований. В том числе для этого появились и новые меры стимулирования, поощрения муниципалитетов за прирост налоговых доходов, качество управления муниципальными финансами. На это же направлены и многие республиканские программы – поддержки местных инициатив, территориального общественного самоуправления.

 

Мы должны стремиться к тому, чтобы качество жизни улучшалось не только в Петрозаводске и близлежащих районах, но и в отдаленных городах и поселках. Для этого совместно с правительством стараемся решать самые наболевшие проблемы: например, более 120 млн рублей выделили государственному предприятию «Карелавтотранс», чтобы сохранить маршрутную сеть в республике, дать новый импульс развитию перевозок. Сейчас уже объявлены аукционы на закупку 16 автобусов среднего и большого класса.

Принципиальную позицию карельский парламент занимает и по вопросу развития образовательных учреждений на селе. Каждому ребенку даже в самом отдаленном населенном пункте должно быть обеспечено качественное образование. И не только общее, сегодня в фокусе внимания депутатов также дополнительное образование. После парламентских каникул мы планируем провести круглый стол с привлечением экспертов и общественности, чтобы определить пути развития дополнительного образования в районах республики.

— Но ведь не все вопросы можно решить на региональном уровне. В этом полугодии, как сообщалось, парламент Карелии подготовил больше десятка обращений в федеральный центр. Есть ли внимание к инициативам нашей республики в Москве?

— Безусловно, есть, и я могу привести конкретные примеры, когда высказанные нами предложения оформляются в инициативы уже на федеральном уровне. Например, парламент Карелии выступил в защиту пенсионеров, не получающих надбавок за сельский стаж. Депутаты предложили установить повышенную выплату к пенсии для граждан, проработавших 30 и более лет на селе, вне зависимости от места их нынешнего проживания. Сейчас эта позиция уже нашла поддержку в Государственной Думе, и, надеемся, соответствующие поправки будут внесены в федеральное законодательство.

Направляли мы и обращение, которое касалось обучения братьев и сестер из одной семьи в одной школе. Убеждены, что такое право должно быть гарантировано государством. Федеральный законопроект на эту тему сегодня уже подготовлен и рассматривается российским парламентом.

Такие примеры можно приводить и дальше. В целом мне всегда приятно слышать отзывы от федеральных коллег о том, что поступающие из Карелии инициативы, как правило, очень качественно проработаны. Уверен, что лозунгами и эмоциональными воззваниями результата добиться нельзя. Поэтому каждую нашу инициативу мы готовим очень тщательно и исходим прежде всего из потребностей и интересов наших избирателей — проводим общественные слушания, круглые столы, встречи с экспертами. Конечно, работаем с исполнительной властью, органами местного самоуправления. И, когда понимаем, что обращение в федеральный центр на деле даст импульс решению той или иной проблемы, принимаем соответствующее решение.

Если говорить о законотворческой деятельности парламента в целом, то я рад отметить, что большинство моих коллег по депутатскому корпусу руководствуются четким принципом: каждый принимаемый нами закон должен реально работать на благо жителей Карелии. Нам очень помогает прямая связь с избирателями, диалог с гражданами, который позволяет оценить ту или иную инициативу.

Один из последних примеров – ситуация, сложившаяся с внесенным региональным правительством в парламент законопроектом об изменении системы мер социальной поддержки ветеранов труда и некоторых других категорий граждан. Он затрагивал интересы более 130 тысяч жителей Карелии. В Законодательное собрание поступило огромное количество обращений из разных районов республики о том, что инициатива негативно отразится на социальном положении многих льготников. Мы подробно обсудили эти аргументы на площадке фракции «Единой России», и глава Карелии согласился с нашими доводами, отозвав предложенный правительством законопроект. Это хороший пример того, как даже в непростых ситуациях с помощью диалога мы добиваемся именно того решения, которое защищает интересы наших избирателей.

— Элиссан Владимирович, какие первоочередные задачи Законодательное собрание будет решать после парламентских каникул?

— Для начала отмечу, что для многих моих коллег понятие «парламентские каникулы» условное. Да, часть депутатов отправилась в отпуск. Отдыхать, безусловно, тоже надо. Но многие коллеги продолжают и в этот период работать в округах, встречаются с жителями, решают насущные вопросы своих избирателей. Для этого, на мой взгляд, нужен особый склад характера, когда общественные проблемы человек воспринимает практически как личные, стремится помочь. И я очень рад, что в нашем депутатском корпусе трудятся такие ответственные, неравнодушные и, что особенно важно, компетентные люди. Ведь при разработке той или иной законодательной инициативы зачастую приходится учитывать интересы и мнения самых разных групп населения, которые могут быть диаметрально противоположными.

Кроме того, необходимо соотносить законодательные инициативы и со Стратегией социально-экономического развития Карелии до 2030 года. Конечно, Стратегия, как любой программный документ, может корректироваться исходя из меняющихся макроэкономических реалий, но такие изменения требуют очень взвешенного подхода. Ведь именно наличие такого программного документа позволяет республике выстраивать долгосрочные планы развития экономики и социальной сферы, привлекая в том числе средства федерального центра.

Поэтому мы продолжим нашу работу с учетом обозначенных стратегических направлений и приоритетов. Если же говорить непосредственно о втором полугодии, то это будет очень серьезный и ответственный период. В следующем году Карелия будет отмечать столетний юбилей. Речь, безусловно, идет не просто о подготовке к праздничным торжествам, но о том, что сегодня с помощью федерального центра, госкомиссии по подготовке к 100-летию республики в регионе реализуются проекты, которые создают серьезную основу для дальнейшего движения вперед. Да, в реализации ФЦП Карелии есть определенные проблемы, этого никто не скрывает. О них мы говорим открыто, вместе с исполнительной властью ищем решение задач. Предстоит серьезная совместная работа, чтобы в итоге и федеральная целевая программа, и, что еще важнее, масштабные, рассчитанные не на один год национальные проекты позволили добиться синергетического эффекта, ускорить социально-экономическое развитие нашего региона. Конечно, парламент будет одной из основных площадок для открытого и подробного обсуждения национальных проектов и их реализации в республике.