Попов остров

Рабочеостровск — поселок на берегу Белого моря, где Павел Лунгин снял картину «Остров». До 1933 года поселение называлось Красный остров, а еще раньше — остров Попов.

Рабочеостровск — поселок на берегу Белого моря, где Павел Лунгин снял картину «Остров». До 1933 года поселение называлось Красный остров, а еще раньше — остров Попов.

В конце XIX века архангельские купцы поставили в Кеми лесопильный завод. В глубокую бухту Попова острова заходили суда, для удобства его соединили с материком насыпью и построили узкоколейку — пустили вагонетки с лесом. На том самом месте, где сейчас стоит Соловецкое подворье, в течение нескольких столетий был приход Соловецкого монастыря: здесь останавливались путешествующие монахи.

Корабль с Соловков подходит к Рабочеостровскому причалу

Собственно, и сегодня мало что изменилось. Корабль с Соловков подходит к рабочеостровскому причалу. Фото: Игорь Георгиевский

Натура

Место для съемок «Острова» киногруппа подбирала долго. Проехали по Мурманской области, побывали на Ладоге, Онежском озере, съездили на Кижи и псковские озера. Подходящая натура нашлась лишь во время пятой экспедиции: суровое Белое море, низкое небо, череда прибрежных островов.

Панорама Рабочеостровска

Павел Лунгин, режиссёр: «Мы хотели показать систему островов: от ближнего виден следующий, от него — третий, четвертый… Эта цепь бесконечных островов и есть душа человека». Фото: Игорь Георгиевский

На берегу тогда стояла старая навигационная башня, заброшенные дома и сараи. Котельную отца Анатолия устроили в помещении старого таможенного поста, построили несколько «келий» на территории Соловецкого подворья.

В картине действие происходит на острове, к которому добраться можно только по морю (миряне с материка плывут в больших лодках, которыми правят монахи). Эти лодки директор фильма привез из Псковской области — настоящие, очень тяжелые, раритет. Протекали постоянно, рабочим приходилось из них воду вычерпывать, чтобы ко дну не пошли.

Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: подлатали и надстроили купола. С башней, кстати, вышел конфуз.

Навигационная вышка на Попов острове

Директор фильма Вадим Корюзлов: «Местные сказали, что это навигационная вышка. Навигации уже почти не было, и мы решили: ничего страшного, если мы ее задействуем. Но когда вышка уже стала нашей колокольней, кемские стражи порядка нас чуть не арестовали — вышка оказалась действующей. Но снять ее успели». Фото: kinoros.ru

Келью отца Филарета, в которой по фильму случился пожар, тоже построили неподалеку. Даже павильонные съемки проходили на берегу, на этом настоял Петр Мамонов. Снимали быстро — чтобы Белое море не успел сковать лёд. Уложились буквально в месяц: начали в октябре, закончили в первых числах декабря.

— Из нашей коллекции для съемок брали экспонаты, — рассказывает директор кемского музея «Поморье» Ирина Устин. — Иконы, подсвечники, пятисотлетняя купель — сейчас мы передали ее Успенскому собору…

Декорации

Съемочная группа оставила все декорации в Рабочеостровске. И возведенные для фильма мостки, по которым Мамонов катил тачку с углем, и хозяйственные постройки, и церковь. Ее, кстати, вопреки слухам, освящать не стали. Так бы и разрушалась под ледяными ветрами, если бы через некоторое время после окончания съемок под этой крышей не поселился некий Виктор (туристам представлявшийся отцом Варсонофием).

«Отец Варсонофий»

На самом деле Виктор монахом не был — просто жить негде. Себя называл отшельником. Здание после отъезда киношников начало ветшать, и какое-то время «отец Варсонофий» его любовно поддерживал в порядке. Брал за экскурсию скромное подношение. Фото: Павел Косенко / lj.com

Съемочная группа «Острова» два месяца жила на берегу Белого моря, в туркомплексе «Причал». Хозяин «Причала» Владимир Василенко до сих пор жалеет, что соляную избу, перестроенную в церковь, передали Соловецкому подворью:

— Ветшает, разрушается все… Монахам, видно, не до того. Вот сейчас «Мосфильм» собирается на Кузовах фильм о викингах снимать: хотят построить две норвежские стоянки и одну — какого-то нашего полка (прислали мне чертежи и планы). Обещают потом все оставить, как есть — будем туристам показывать.

От рабочеостровского причала до съемочной площадки «Острова» — минут пятнадцать ходу. В ожидании рейса до Соловков сюда добираются и туристы, и паломники.

Оксана Понкратьева, художник из Новосибирска

Оксана Понкратьева, художник из Новосибирска: ««Остров» — фильм любимый, знаковый. Несколько лет, наверное, в ощущении этой картины прошло. Через натуру теперь место постигаем…» Фото: Игорь Георгиевский

Места святые и страшные

— В картине два главных героя, — считает Ирина Устин, — отец Анатолий (Петр Мамонов) и наша суровая, аскетичная природа. Место здесь особенное: это и ворота в духовную обитель России, Соловецкий монастырь, и транзитная точка на пути в самый страшный сталинский лагерь.

Самые тяжелые годы Попова острова — начало 1920-х: на Соловецких островах развернут Лагерь особого назначения — СЛОН. Именно с Попова (к этому времени — уже Красного) острова заключенных отправляли на Соловки.

— Старики те годы вспоминать не хотят, — говорит Нина Иванова, руководитель Управления культуры и спорта Кемского района. — В Кемь заключенных доставляли по железной дороге, а в Рабочеостровск от станции они шли пешком — 12 километров. Шли всегда ночью, звук кандалов разносился во тьме. Люди даже из окон боялись выглянуть…

Петр Мамонов: «Снимали на Белом море. Места там святые и страшные. Вся эта земля была полита кровью мучеников...»

Петр Мамонов: «Снимали на Белом море. Места там святые и страшные. Вся эта земля была полита кровью мучеников…» Фото: kinoros.ru

Псалтирь, псалом 1: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе…». Кадры из фильма «Остров»

Специальный проект "Районы говорят"