Белое море, выход

Юрий Разумейчик, глава администрации Кемского района, считает северную Карелию перспективным регионом.

Юрий Разумейчик, глава администрации Кемского района, считает северную Карелию перспективным регионом.

— Начнем с проблемы: еще пятнадцать-двадцать лет назад в Кемском районе было под 24 тысячи жителей, сегодня — 16 400 человек, — говорит Юрий Разумейчик, глава администрации Кемского района. — 13 тысяч в Кеми, в Рабочеостровске меньше двух, остальные в Кривом Пороге, Гридино, по поселкам. ТРЕТЬ населения уехала. Такая ситуация не только у нас, но и в Беломорском, и в Лоухском, и в Калевальском районе. И все равно горько…

Северные районы Карелии стабильными и успешными назвать трудно. Крупные предприятия закрылись, лесозаготовка и лесопереработка невыгодны. Кемь держится за счет железной дороги и энергетики. Плюс туризм — за сезон на Соловки из Рабочеостровска отправляются до ста тысяч паломников и туристов. А стихийных байдарочников даже считать не пробуют.

На Рабочеостровском причале

На Рабочеостровском причале. Фото: Игорь Георгиевский

— Как бы Архангельск ни хотел считать себя воротами на Соловки — все равно все грузы на острова идут через Кемь, основной поток паломников и туристов идет через Кемь, — продолжает Юрий Константинович. — Архангельские говорят: электрокабель надо тянуть от нас, дешевле. Как дешевле-то? От нашего берега до Соловков 60 километров идти (а если напрямую по карте — 50), а от Архангельска — более двухсот. Мы в прошлом году постарались эту информацию до патриарха довести, когда он проводил совещание на Соловках.

Паломников и туристов мы не разделяем (это почти невозможно). Технически — паломники идут через Соловецкое подворье, туристы — через туристические базы. По билетам реализованным, по местам в гостинице — можно косвенно просчитать турпоток: от 60 до 90 тысяч человек за сезон. А сезон-то маленький — июнь, июль, август. В сентябре здесь почти пусто.

Билет от Рабочеостровска до Соловков (в одну сторону) стоит сегодня 1000 рублей

Билет от Рабочеостровска до Соловков (в одну сторону) стоит сегодня 1000 рублей. Фото: Игорь Георгиевский

— Строительство грузового порта в Рабочеостровске может дать очень серьезный толчок развитию Кеми и района, — считает Юрий Разумейчик. — Возьмем железную дорогу: сегодня станция Кемь может пропустить 1 миллион 300 тысяч тонн грузов. А для порта нужно — семь миллионов!

Пока я осторожно говорю на эту тему — хотя делаю все возможное, чтобы эту идею реализовать. Очень уж серьезные средства надо вложить, перекроить такую территорию… Мы уже подготовили акты выбора земельных участков, и на 98 процентов они прошли все возможные согласования. Но это земли федерального лесного фонда, природоохранная зона и прибрежная полоса. Необходимо согласование Москвы, достаточно медленно все решается.

Фото: Игорь Георгиевский

Фото: Игорь Георгиевский

— Строительство морского грузового порта вошло в программу празднования 100-летия Республики Карелия. В Федеральной целевой программе заложены серьезные средства, и не только на порт. Порт — он ведь не сам по себе, он тянет за собой много сопутствующих вещей. К терминалам нужно прокладывать новые железнодорожные пути, модернизировать старые. Да и поток транспорта по автомобильной трассе стразу вырастет в разы.

Уже есть технические решения. Есть схемы и планы: какими должны быть терминалы, где они будут располагаться — предпроектное решение готово. Работаем с проектным институтом: надо готовить изменения в схему территориального планирования Кемского района, менять генплан приморского поселка.

И Кемь тоже меняется: строятся современные гостиницы (одна — на 55 мест, по плану даже с вертолетной площадкой). Через пару-тройку лет, надеюсь, мы сможем принять у себя День республики, устроить праздник на берегу Белого моря.

Здесь будет город-порт

Здесь будет город-порт. Фото: Игорь Георгиевский

Специальный проект "Районы говорят"