Время цыган

О гастролях Маяковки, спектакль «Бесприданница»: «В комедии Эренбурга гибнут все герои. На наших глазах агонизирует Карандышев. Харита Игнатьевна мечтает утопиться. Кнурова вдребезги разбила жизнь. Паратова, скорее всего, убьют за долги. Вася Вожеватов, друг детства Ларисы, пьет по-черному... Целыми останутся только цыгане».

Продолжаются большие гастроли в Петрозаводске театра имени Маяковского. 20 июня на сцене Музыкального театра шла «Бесприданница». Режиссер – Лев Эренбург.

«Бесприданница» Льва Эренбурга — комедия. Так же обманывал нас Чехов, выдавая за комедии свои пьесы.

В комедии Эренбурга гибнут все герои. На сцене погибает одна Лариса, с остальными это случится позже, наверняка случится. На наших глазах агонизирует Карандышев. Харита Игнатьевна мечтает утопиться. Кнурова вдребезги разбила жизнь. Паратова, скорее всего, убьют за долги. Вася Вожеватов, друг детства Ларисы, пьет по-черному. Робинзон — актер Счастливцев — обречен на необитаемый остров. На наших глазах гибнет «Ласточка» — сгорает, поскольку не нужна Васе. Рушится забор — весь уклад жизни, который сносит Карандышев в припадке мести. В последних сценах еще стреляет чеховское ружье в виде подвешенных березовых стволов.

Целыми останутся только цыгане.

Агония человека, загнанного жизнью в невозможные для него обстоятельства, — это явление режиссер исследует во всех спектаклях, которые я видела (четыре). Этому человеку не до приличий, он может орать, материться, потеть, блевать — все что угодно. И ты всегда точно знаешь, что все по делу, что все попросту пытаются спастись. Неподготовленные зрители уходят в антракте.

В «Бесприданнице» режиссер подготовил артистам хорошую почву для самовыражения. Он разрешил каждому умереть от любви. Для Хариты Игнатьевны даже специально придумал любовную ретролинию с Кнуровым, которого она так же, как Лариса Паратова, ждала когда-то на пристани. Робинзон здесь отчаянно влюблен в Паратова, а все остальные любят Ларису. В спектакле нет случайных историй, все линии важные и подробные. Но актеры, как мне представляется, оказались не вполне готовы к работе с этим режиссером, не привыкли к его долгим планам, подробной, отобранной из тысячи этюдов, переполненной жизни. К тому, что на сцене они могут не выглядеть обаятельными. Поэтому Лариса с запрокинутой головой в лодке с Паратовым выглядит скорее картинно, чем страшно.

Зато хороши цыгане.

Все действие спектакля героев поддерживает цыганская музыка. Она их поддерживает, подбадривает и вынуждает в некоторых сценах к действию. У каждого есть возможность личного «выхода из-за печки». В этом плане здорово решена сцена отчаянного танца Кнурова после того, как Лариса оставляет его у разбитой любовной лодки с этими билетами в Париж. Несколько хороших сольных «цыганских» выходов у Карандышева, в которых он пытается освободиться от себя самого, от ревности, унижения, Заболотья.

Но свобода – это то, что могут себе позволить только цыгане. «Чем окончится наш бег? Радостью ль? Кручиной? Знать не может человек — знает бог единый!» — поют Лариса и ее жених, уже подозревая драматический финал всей истории.