Общественники Петрозаводска добиваются смены настоятеля Спасо-Кижского прихода отца Павла Лехмуса. За содействием они обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Поводом для обращения руководителей трех общественных организаций «Согласие», «Заонежье» и «Русский Север» к Патриарху стали слова отца Павла о реставрации главного карельского достояния – Спасо-Преображенского собора, сказанные им 12 февраля на заседании общественного совета музея-заповедника «Кижи».
В своем выступлении протоиерей Павел Лехмус выразил сомнение относительно целесообразности сложной реставрации Преображенской церкви. В его речи прозвучала фраза о том, что «гораздо честнее, правильнее было бы убрать гнилые деревяшки и поставить новый храм, где будут идти службы». Эта фраза и вызвала скандал, теперь дошедший и до патриархии: «Обращаемся к Вашему Святейшеству с просьбой сменить настоятеля Спасо-Кижского прихода, ибо прихожане Кижской волости исторически имели право обращаться с просьбой заменить священника, если он не оправдывал их доверия и своим поведением ронял авторитет Русской Православной Церкви. Протоиерей Павел Лехмус недостоин быть настоятелем одного из самых известных не только в России, но и за её пределами православных приходов».
«Республика» разговаривает с отцом Павлом Лехмусом.
— Ситуация просто обескураживающая. Как это так? Священник посмел заявить о том, что в церкви нужно молиться? Но ведь она для этого и построена! И потом я не призывал разрушать храм. Это была попытка прекратить противостояние «общественников» с музеем «Кижи», которое мешает реставрационным работам.
Я согласен с тем, что высказал свое мнение резко и прямолинейно. Но от сути сказанного я не отрекаюсь. Если мы хотим возродить по-настоящему духовную жизнь в погосте, храм должен работать, в нем должны идти службы и звучать молитвы. С египетскими пирамидами все ясно — камень не портится. Здесь — дерево, материал, который не может существовать бесконечно долго. Абсолютно все на общественном совете поняли меня правильно, кроме тех, кому нужен был повод для скандала. А теперь ещё и конфликт с прихожанами придумали, это уже чистая ложь!
Я знаком с реставраторами Преображенского собора. Честь им и хвала — из окна алтаря Покровской церкви я вижу, какие усилия прилагаются к реставрации. С Владиславом Николаевичем Куспаком, главным архитектором музея «Кижи», мы вместе строили Сретенский храм. Сейчас это один из красивейших соборов нашего города.
Если вы говорите, что я плохой священник и плохой человек — придите ко мне, поговорите. Я всегда в храме, у меня службы идут по расписанию. Но ко мне никто не пришел. Сразу клеймо: снять с должности!
Я не боюсь этих писем, потому что совесть моя чиста. Никакой корысти у меня нет. Никого я не обвинял. Это такой возглас недоумения. Я хотел сказать о главном. О том, что церковь у нас сейчас не работает. Это главное. Молитвы нет. Как сказано в Священном Писании: «Если не Господь созидает дом, то напрасно трудятся строители». Впустую. Когда мы сосредоточены только на том, чтобы вызвать у иностранца восторженное «ах!», то оно превращается в некий фетиш. И ради этого мы ломаем копья. Возможно, это моя такая идеалистическая позиция. Здесь, наверное, гораздо все сложнее. Гораздо все противоречивее. Я потому и священник, а не директор музея и не архитектор. Мои слова – это вопль душевной боли, а не попытка все остановить, прекратить и изменить в один момент.
Руководитель общественной организации «Заонежье» Валентина Сукотова прямо сказала «Республике», что не намерена была разговаривать с отцом Павлом, ибо не о чем. Что этих его слов достаточно, чтобы бить тревогу. Сказала, что он недостоин занимать место священника. «Люди за эту землю кровь проливали и отдавали свои жизни, а он призывает все снести!» — говорит Валентина Александровна. Священник должен быть гражданином, в первую очередь, а этот не гражданин».
Сейчас такое время, которое, даже судя по этому скандалу, требует: «Ну-ка, решай, с кем ты. С нами или против нас. Выбирай, бери оружие и вставай в строй. Доказывай, что ты гражданин».
Не все хотят в строй. Почему мы не даем человеку право на свое мнение? Репутация отца Павла как священника ничем не запятнана, при его активном участии был построен Сретенский храм в Соломенном, очень красивый. Может, для того, чтобы снимать священников должны быть все же другие причины, связанные, например, с плохим исполнением своих обязанностей, с равнодушием к пастве, несоблюдением традиций?
Беседовала Анна Гриневич