Сколько стоит свобода?

О цене свободы и Василии Попове в Финляндии: «Василий Анатольевич, вы действительно хотите отделить Карелию от России, оставаясь при этом патриотом, бывшим офицером-законником и просто «честным яблочником»? Но даже некоторые из ваших однопартийцев, предлагая лишь повторный референдум по Крыму, на целостность страны вроде бы не покушаются. А вы?»

«Она бесценна», — с пафосом скажете вы, не вникая в контекст. А если мы, например, об одноименном радио, которое совершенно свободно посылает нас в тартарары, уготованное России со времён Алексея Тишайшего?

Именно тогда возник европосыл об историко-правовом абсурде российской государственности. Кстати, вы можете представить «радио-свободного» интервьюера, желающего нам общенародного благоденствия? Впрочем, для некоторых «эфир свободы» сродни внутривенному шенгену с адреналином в придачу: где, мол, свобода, там — вот те крест! — и правда. С этими мыслями обратимся к итоговым вопросам-ответам «радио-свободы» и нынешнего йоэнсуучанина Василия Попова. Итак: Радио Свобода: Я, между прочим, не задал провокационный вопрос: что надо сделать с Карелией, чтобы она стала не хуже Финляндии? Василий Попов: Я иногда отвечаю на эти вопросы. Проблема Карелии не в том, что в Карелии что-то неправильно делается по сравнению с Финляндией. Финляндия – это независимая страна, член Евросоюза, а Карелия – это часть России. Пока Карелия часть России, у нее всегда будет судьба России. Радио Свободы: То есть надо изменить всю Россию? Василий Попов: Есть ещё один вариант, но тогда будет статья как у Заваркина…

Расшифруем. Карелия действительно часть и судьба России. Ровно столько лет, сколько в русском языке существует наречие «пока». Что же до варианта Заваркина, обвиняемого в призывах к сепаратизму, то эпатаж искренне раздосадованного жизнью (думается, суд это учтёт) депутата-электромонтёра, вообще говоря, не к лицу одному из активистов, заметьте, парламентской, во всяком случае, системной оппозиции. Василий Анатольевич, вы действительно хотите отделить Карелию от России, оставаясь при этом патриотом, бывшим офицером-законником и просто «честным яблочником»? Но даже некоторые из ваших однопартийцев, предлагая лишь повторный референдум по Крыму, на целостность страны вроде бы не покушаются. А вы?

А вы, прямо скажем, бравируете своей оппозиционностью, дискредитируя, помимо прочего, и собственное окружение, и ваше партийное начальство. Простите за невольный сексизм, чего добиваются взбалмошно-«колготочные» десанты ваших защитниц, по крайней мере, в Питере? На чём была основана их уверенность в предрешённой замене главы региона уже в этом сентябре? А ведь об этом при трезвой памяти собеседников шла речь с питерскими «яблочниками» в недавнем мае. Тогда же, кстати, обсуждались и предопределённое «московским раскладом» неутверждение карельской ФЦП, а заодно список, на полном серьёзе, «чрезвычайных спасителей Карелии». При том что один из них даже не знал, что в нём состоит. Простите, Василий Анатольевич, вы — политик, оперирующий, по крайней мере, арифметически точными данными, или клоун, развлекающий публику фантасмагоричностью своих эскапад?

Вам не кажется, что вброшенный вашими соратницами лозунг «Ширшину в губернаторы» выглядит столь же эпатажным, что и «вариант Заваркина»? Дай Бог ей вырасти и в губернаторы, и в президенты, но задаваемый ей скандальный фальстарт её скорее отсечёт от серьёзной политики, чем станет для неё трамплином. Вам, Василий Анатольевич, не кажется, что нескончаемый тамтарарам вокруг вашего имени сказывается и на отношении к вам правоохранителей, ибо невинный да не оправдывается… Вас сильно удивит вопрос, заданный одним из ваших старших однопартийцев: нет ли в поведении Попова умысла на дискредитацию «Яблока» изнутри в одном из самых чутких к «яблочникам» регионов СЗФО? Кстати, сомнения на этот счёт возникли на фоне серии ваших весьма самонадеянных интервью.

Понятно, что броскими заявлениями вы создаёте себе ореол влиятельного политика, а раз так, то вас, как минимум, не экстрадируют из Финляндии. Но вот деталь, существенная для понимания финских реалий. В медиапространстве соседней страны (не в провинциальных СМИ) ваше имя упомянуто знаете сколько раз? Всего восемь: в октябре 2013 года (привели в мэры Ширшину, Хельсингин Саномат), в апреле 15-го — (бежали из России, Илта-саномат), в июле того же 15-го — дважды (ситуация вокруг вашей жены, Хельсингин Саномат и Юлейсрадио), наконец, 28 августа с.г. — четыре упоминания взятой у вас подписки о невыезде (Хельсингин Саномат, Юлейсрадио, Карьялайнен и блоговый дайджест). Для сравнения: за сходный период имя главы Карелии в финских СМИ приведено более 200 раз. Что у вас, Василий Анатольевич, было по арифметике?

Обойдёмся без гаданий, но ваша выдача или невыдача от вас, думается, не зависит. Главная фигура для финских правоведов — не вы, а русский айтишник Сенах, затребованный американцами (а у них как раз пик борьбы с хакерами). Если его экстрадируют в США, то… сами понимаете. Впрочем, на роль Ходорковского вы всё же не подходите. При нулевом варианте вас, скорее всего, ждёт участь никому не нужного Ефимова — «блогоборца» с карельскими священниками. Ибо, несмотря на попытки поставить вас в одну шеренгу с Ильёй Пономарёвым или даже Каспаровым, они — другого калибра.

Знаете, я вам скорее сочувствую. Не только из-за приятельских отношений с рядом вполне рукопожатных «яблочников». Но для баланса политического поля России действительно нужны нелукавые носители «яблочного» миропонимания (об этом я обязательно расскажу). Не став местническим фрондёром, вы могли бы за счёт своих менеджерских качеств принести пользу и своей семье, и Петрозаводску, а значит, Карелии и России. Увы, как иронизирует немецкий философ и экономист Юрген Хабермас, «высокой идее тесно в мясной лавке». А «лавка» для вас, по-видимому, ближе и сытнее. То же и со свободой: если её понимать, как право плюнуть в любого по вкусу, то она не дороже штрафа за мелкое хулиганство.