Помогать надо с умом

«Делать добро хотят многие, но все думают: «Сейчас один раз быстро помогу, и молодец, и я теперь хороший человек». Мало кто задумывается о последствиях. Задача нашего центра показать, что в системе такая работа – это не сложно, что разовая помощь – тоже хорошо, но она не искоренит проблемы».

Быть волонтером нынче модно. Так теперь называет себя каждый, кто помог бабушке перейти дорогу или однажды в центре города в яркой футболке помахал руками под музыку. Слово «волонтер» стало чем-то вроде звания с легким налетом героизма. В действительности быть добровольцем – та же работа, причем ответственности она требует колоссальной. Руководитель региональной общественной организации «Центр развития добровольчества» Дарья Маковецкая знает об этом не понаслышке.

— Центр добровольчества – это общественная молодежная организация. По сути, мы такие же обычные люди, которые пять лет назад сказали, что хотим помогать окружающим. Мы понимали, что нужна структура, которая будет стимулировать остальных, тормошить людей, помогать им и поддерживать. Центр в том числе занимается юридическими вопросами и обеспечивает стартовый уровень для добровольцев. Официально в нашей стране звание «волонтер» носят лишь те, кто помогал на зимних Олимпийских играх в Сочи, что закреплено законодательно. Остальные относятся к добровольцам. По федеральному закону это люди, которые оказывают благотворительную помощь в виде безвозмездного труда. Российские депутаты решили, что иностранное слово «волонтер» не подходит, поэтому юридически правильно использовать слово «доброволец». Но по факту молодежь не очень любит это слово, поэтому мы говорим «волонтер», потому что молодежи приятнее говорить на том же языке, что и молодые люди во всем мире. Это и звучит мягче, без оглядки на советское прошлое, и с такими же неравнодушными из других стран позволяет говорить на одном языке.

— Почему все-таки нужна регистрация волонтеров? Завтра на ваше место придут не очень хорошие люди, и такие случаи в крупных городах были. Появлялись ребята с якобы искренним позывом помогать, при этом у какой-то бабушки пропадали деньги, драгоценности. Чтобы обезопасить волонтера и человека, которому помогают, мы рекомендуем делать это организованно. Добровольческая деятельность тоже должна быть структурирована, понятна всем и безопасна. Иначе мы можем получить негативные последствия. В детские дома желающие сделать доброе дело приходят разово, а у малышей и подростков после этого возникает чувство покинутости. В такой ситуации дети решают, что их опять бросили, что раз к ним не пришли снова, значит, проблема в них самих. Так от наилучших порывов рождается новый клубок проблем. Потому люди, которые хотят быть волонтерами в социальной сфере, должны проходить обучение.

— У нас был опыт, когда мы отправляли волонтеров в центр «Родник», который занимается детьми с ограниченными возможностями. Возникло много юридических вопросов, в том числе о неразглашении данных. Задача волонтеров была помочь родителям в организации прогулок с детьми. А значит, люди доверяли постороннему своих отпрысков. Это ответственность. Помочь вызвались порядка 20 человек, но в итоге на финише всех отборов и консультаций с психологом осталось двое. Безусловно, при таком серьезном подходе отсев будет очень большой. Но результат и последствия от халатности того требуют. Такой подход в новинку для Карелии, а в крупных городах это уже работает системно. Здесь пока всем приходится объяснять, что это необходимость. Делать добро хотят многие, но все думают: «Сейчас один раз быстро помогу, и молодец, и я теперь хороший человек». Мало кто задумывается о последствиях. Задача нашего центра показать, что в системе такая работа – это не сложно, что разовая помощь – тоже хорошо, но она не искоренит проблемы. Тут должны подключиться социальные центры. Из помощи в один-два дня можно сделать эстафету. Распределить приход волонтеров так, чтобы образовалась постоянная цепочка.

— Семь лет назад, когда у нас только зарождалось волонтерское движение, мои друзья говорили, что я сумасшедшая. Тогда добровольцев воспринимали почти как рабов. Сейчас мнение общества более позитивно, это помогает создавать новые команды и развиваться. Надеюсь, люди будут становиться волонтерами и поймут, что надо проходить обучение. В Европе еще более серьезный процесс подготовки добровольцев. В каждом учебном заведении есть волонтерская служба или агентство. У нас пока этой инфраструктуры не создано. На территории Великобритании действуют 500 центров, в Карелии один. В России вообще лишь две подобных государственных организации. Конечно, то, что мы делаем всё с нулевым бюджетом, усложняет работу. А между тем быть волонтером – это большой труд.

Анна Щербухина