Полуживые деревни

«Инициативные люди многих раздражают. Активность – это провокация выйти из зоны комфорта. А кому охота? В итоге – кому в деревне что-то надо, то надо в основном в своем дворе. Кому не надо – тот бухает. Поможет ли деревням прививка таланта, идей, оптимизма?»

Ну-ка, сделайте нам красиво. И когда вы уже стены тут поставите? Мы пришли, развлекайте нас. А что так скучно? А что, не могли артистов из города позвать, опять этих бабок слушать?

В общем, покритиковать любое дело найдутся охотники в любой местности. А помочь – не всегда и находятся. Сколько личным примером в Ведлозере не заражают односельчан сестры Ольга Гоккоева и Надя Калмыкова, а скептики все равно на субботники по строительству Дома карельского языка не ходят. Еще и ждут, такое ощущение, что с нетерпением, когда дело загнется, а общественная инициатива провалится. Дом недостроят, окна заколотят, никаких уроков, общения, мастер-классов, посиделок и калиток не будет. В конце концов, стоял на этом месте полуразвалившийся бывший детский сад. И ничего, гнил себе, никому не мешал.

Полуживые деревни

Инициативные люди многих раздражают. К примеру, своя же, кровная карелка Наталья Антонова, языковой активист, уроженка и жительница Ведлозера, вызывает у местных тихое недовольство. Активность – это провокация выйти из зоны комфорта. А кому охота? А картошку выкопать. А крышу залатать, а перебрать хлам на чердаке.

В итоге – кому в деревне что-то надо, то надо в основном в своем дворе. Кому не надо – тот бухает. Деревня вымирает. Или спивается. Едешь по Ведлозеро – навстречу толпы алконавтов, молодых, с синими лицами, подволакивающих ногу, как зомби.

Не знаю, поможет ли эта прививка таланта, идей, оптимизма деревням? Но попытаться надо. Я о проекте «Живые деревни». Это инициатива карельских и финских активистов, которые пытаются за счет арт-проектов оживлять жизнь на селе.

Янне Саарикиви читает стихи для ведлозерчан

Янне Саарикиви читает стихи для ведлозерчан

Янне Саарикиви, профессор Хельсинкского университета, со своими студентами с финской стороны и Алексей Цыкарев, член совета экспертного механизма ООН по правам коренных народов – с нашей. И с финансовой поддержкой фонда Коне, который делает акцент именно на смесь науки и культуры. (Дай бог нашей стране таких фондов). Вот они, деревенские экспериментаторы, пытающиеся научить местных использовать арт для восстановления языка да и жизни вообще.

Неделя ревитализации – это по науке. На деле – это ценники в магазинах, вывески, карты и указатели на карельском языке, граффити с карельскими поговорками, литературный клуб и ярмарка в почти готовом Доме карельского языка.

Идеолог и куратор недели ревитализации — Светлана Кольчурина, известный в России специалист по культурным проектам, организатор многочисленных фестивалей и молодежных событий. Света умеет даже в недостроенном доме украсить все рябиной, поставить в центре комнаты электропечку, сварить манную кашу и подавать ее с музыкой, весело, как на настоящем деревенском фестивале.

— Главное, — говорит Света, — чтобы местные сами в этом участвовали, делали все наравне с городскими креативщиками. Иначе это будет как спектакль, представление – приехали умники, будут нас жизни учить. Деревенские и сами все умеют. Просто надо им напомнить.

И удивительно, на этот раз местные откликнулись. Идея ярмарки на карельском языке понравилось местному сообществу. Пришли помогать все украшать, развешивать вещи для благотворительной барахолки. Пока стихи там и пляски – собрали на Дом карельского языка 3000 рублей. Напомним, что это единственная в Карелии народная инициатива столь крупного масштаба, когда средства на общее дело собираются всем миром. В дом уже вложено 3 миллиона рублей. Но впереди серьезные внутренние отделочные работы, утепление, покупка оборудования. Пара миллионов, как минимум.

Особенно полюбились ведлозерчанам трафареты на карельском языке, изготовленные финским арт-дуэтом Хейди и Вальтер, которые можно было рисовать прямо на одежде. Дети с радостью штамповали на свои футболки «Я люблю кошек» и «Говори со мной по-карельски». Душевно приняли литературный клуб, где смотрели видео, записанное с местной сказительницей и бывшей учительницей (что за волшебное сочетание) уважаемой всеми Евдокией Егоровой. Она читала стихи Владимира Брендоева, пела песни и делилась карельскими поговорками.

Владимир Брендоев. Стихи на карельском. Читает Евдокия Егорова

http://eb.utuoy/P6q5k2rZMf0

Записали видео и студенты из Финляндии и Эстонии, поучаствовал даже известный музыкант Арто Ринне, который приехал делать караоке на карельском, но переключился на стихи и дал импровизированный концерт для Ведлозера.

Арто Ринне читает карельский заговор на северном диалекте

http://eb.utuoy/V0tIB8Iy9j0

Почитали стихи на родном языке, послушали венгерскую, эстонскую и саамскую поэзию. Посмотрели мастер-класс Маргариты Кемппайнен по карельскому костюму, поели сульчинат – блюдо, которое старее калиток будет, но не менее вкусное и простое в изготовлении.

Тимофей Иванов

Тимофей Иванов

Мастер-класс по костюму

Мастер-класс по костюму

Ярмарка закончилась, но неделя оживления деревни еще в самом разгаре. Местный плотник Павел Притуп помогает с вывесками и указателями. Юлия Пономарева, учительница начальных классов ведлозерской школы, будет курировать разговорный клуб, а волонтер Тима Иванов будет готовить вкусные сканцы сульчинат и каждые выходные приезжать из Пряжи на велосипеде. Общее дело – оно объединяет и вдохновляет других. Может, и впрямь деревни из полуживых хотя бы с помощью граффити, музыки и стихов станут живыми?

Фото и видео автора