Политик или хозяйственник?

О проблемах Петрозаводска: «Проблема Птз состоит не в поиске приемлемой для горожан политики, а в избытке «подкрышного» политиканства, что уже не исправишь никаким ямочным ремонтом. Любой хозяйственник на этом фоне предстаёт губернаторской метлой, выметающей «всё петрозаводское предпринимательство». Благо Птз по обличительности лозунгов своих «элит» занимает те же лидирующие позиции, что и по… достатку среднего класса».

О «качестве бытия» в Карелии в общем и в Петрозаводске в частности рассуждает политический аналитик Борис Подопригора.

Начнём все же с другого: прошлогоднее посещение Ирана оставило в памяти неожиданную ремарку местного функционера: удовлетворённость гражданина качеством бытия, а заодно и стабильность государства зависят прежде всего от его жилищных условий. По итогам двух последних недель трудно найти более важную тему, чем жильё, тем более аварийное. Расселению из него было посвящено отдельное совещание с участием председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и главы республики Александра Худилайнена. О масштабах этой проблемы в Карелии лучше судить по потребностям наших сограждан. Планируется в 36 муниципальных образованиях расселить 2234 человека из 173 аварийных домов площадью почти 37 тысяч кв. м. При том, что за последние 22 года введены в эксплуатацию более 240 тыс. кв. м жилплощади. Иными словами, если выдерживать набранный темп, то проблема разрешится за три с половиной года. Правда, с существенной оговоркой: аварийными могут со временем стать и благополучные ныне квартира или дом.

За вторичностью иных поводов обратимся к вопросу, вынесенному в заголовок. Он знаменует петрозаводскую злобу дня, хотя в обезличенном виде отдаёт схоластикой: вроде что первичнее — яйцо или курица? По нашему разумению, городской глава должен быть политиком в той степени, в которой его социально-коммуникативный (то есть политический) опыт помогает ему хозяйствовать. И наоборот: хозяйственнику городского значения не обойтись без опоры на партийно-политические и прочие круги-ресурсы. Но не ради вящей популярности под чьими-то знамёнами, а во имя горожан всех политических и неполитических пристрастий. То же и с порядком обретения горожанами своего главного начальника. Мировая и общероссийская практика хоть и отдаёт предпочтение выборам, но их не абсолютизирует. На этот счёт приходит на память ещё одна восточная мудрость. На сей раз — афоризм проницательного китайского реформатора Дэн Сяопина: «Какая разница — белая или чёрная кошка, главное — чтобы она ловила мышей».

От мышей — к Птз. Как и в большинстве регионов страны, здесь идёт мучительный поиск оптимальных форм администрирования. Впрочем, жизнь всегда богаче теории. За последние десятилетия Птз знал и назначенных мэров, и избранного. При ком, после Сепсякова, горожане чувствовали такую заботу власти, которую они считали адекватной обстоятельствам времени? Да ни при ком! Причины каждый назовёт по уму и сердцу. Есть чем оправдаться и самим градоначальникам. Только что толку искать причины и оправдания! Лучше подскажите, что делать? Петросовет, то есть так же, как мэр, избранные представители горожан, высказались за назначение градоначальника по конкурсу. Ключевое здесь слово — конкурс, а не назначение. Конкурса-то на профпригодность, а не по партийной (часто клановой) принадлежности по существу не было. В этом конкурсе может участвовать и нынешний мэр. Её от должности пока никто не отлучает, хотя, скажем прямо, именно при ней возникла потребность развести политику и профпригодность.

За это она должна воздать тем, кто рассчитывал на мэра как на эксклюзивного заступника. Потому — скорее как на политика, чем хозяйственника. Упрощённая картина петрозаводского бытия выглядела так: в Птз уже давно доминировали два кооперативно подобранных клана, приписываемые главенству Алиханова и Попова. Процент, а заодно и интересы им противостоявших лучше оценит сам читатель. Лучшие же надежды «главенствовавших» строились на показательном устранении двух предшественников нынешнего главы республики. Поэтому ждали, что третий догадливо сглотнёт ради общей симпатичности карельского пейзажа.

«Третий» не сглотнул, а поступил по инерции, наработанной 1000-летием какого ни есть отечественного федерализма. А не повадкам, принятым «на кассах «Ленторга» и в прочих околополитических подсобках класса «Карелия-Маркет». По этому «кассово-классовому» признаку кое-кто оказался в СИЗО, кто-то — в испытанном статусе политэмигранта, а их компаньоны-единоверцы — в иностранных миссиях. Там-то узникам государевых застенков сочувствуют со времён присоединения Крыма ещё при Екатерине Великой.

А если без иронии, то проблема Птз состоит не в поиске приемлемой для горожан политики, а в избытке «подкрышного» политиканства, что уже не исправишь никаким ямочным ремонтом. Любой хозяйственник на этом фоне предстаёт губернаторской метлой, выметающей «всё петрозаводское предпринимательство». Благо Птз по обличительности лозунгов своих «элит» занимает те же лидирующие позиции, что и по… достатку среднего класса. Как это проверить? Ну, например, полушутливым «тестом на велосипеды» — как часто приобретается это молодёжное средство передвижения, не считающееся ни роскошью, ни товаром первой необходимости. Так вот: как считают наши питерские коллеги, Птз по «велопродажам» на душу населения входит в тройку региональных центров СЗФО. Не верите? Тогда вдумайтесь в интернет-хронику: «30 июня в 13:25 в продуктовом магазине на Анохина 49-летний мужчина оставил кошелек на кассе. Стоящий около кассы покупатель присвоил его себе. В кошельке находились 57 тысяч рублей и 340 долларов США». Скажите, часто ли в вашем кармане оказываются бесхозными «какие-то» 80 тысяч рублей? К чему мы это?

К тому, что жизнь «губернского города П.» идёт своей чередой — без лихих подъёмов, но и без особых провалов. При профессиональном управлении этой жизнью поводов для околополитической суеты станет меньше. Может, тогда и вернёмся, скажем, к выборам градоначальников на партийной основе? Чтобы они, профессионально поднаторевшие, не только за счёт хозяйственных, но и политических механизмов разрешили  сквозную для всех регионов проблему ветхого жилья. И не только её!