После военно-исторического фестиваля «День Бородина» у нашего корреспондента Сергея Лапшова создалось совершенно антивоенное настроение.
Писал про Бородинский фестиваль, в коем имею удовольствие участвовать с товарищами по клубу «Стягъ» уже двенадцатый год, практически ежегодно. И всякий раз пишется по-разному. Ведь двух одинаковых «Дней Бородина» не бывает, и всякий раз для этого замечательного зрелища находятся новые слова и краски.
Все те же знакомые лица, все те же полководцы. Но годы спустя безусые кадеты-мальчишки с соседнего бивака стали уже отцами семейств, да и мы не помолодели.
Но в общем на поле русской славы все было как всегда: бивачный быт с песнями, кострами и душевным общением под чарку, церемонии у памятников героям битвы, репетиции с неизбежной муштрой, сама баталия с громами, дымами, атаками и контратаками, парадное прохождение перед восторженной публикой. И наконец, приятное чувство усталости от выполненного воинского, а вернее военно-исторического долга.
В красочном действе, проходившем на плац-театре музея-заповедника размером с два футбольных поля, участвовали условно говоря 400 «русских» и 300 «французских» солдат военной истории из клубов реконструкции наполеоновских войн России и Белоруссии (на юбилее битвы в 2012 году было за две тысячи). Приезжали, говорят, даже «природные» французы. Не было в этом году только посланцев Украины.
И в прошлом их было совсем мало. Конечно, можно сказать, что это показатель отсутствия у тамошней молодежи тяги к теме, а ветераны уходят, жизнь на Украине становится тяжелой, у людей другие проблемы.
Но дело, на мой взгляд, все-таки в том, что на Украине идет реальная война, а не игрушечная. И кто из наших украинских боевых товарищей сейчас воюет реально и по какую линию фронта, один Бог знает.
А наши россияне? Ходят слухи, что на войну в поддержку Новороссии отправились как минимум пятнадцать российских «реконструкторов», сменивших на камуфляж и автомат свои мундиры, доломаны и мушкеты. Один из них – всемирно известный донецкий полководец Игорь Стрелков (Гиркин), в «реконструкции» командир пулеметного взвода Белой армии (Красной армии, кажется, тоже) полковник ФСБ запаса и герой многих горячих точек.
И где ты теперь, унтер Дима-Дмитро из Запорожья, сосед по шеренге и наставник в строевой науке в мое первое Бородино? Где вы, поручик Киевского гренадерского полка и замечательный оружейный мастер Александр Мнышенко? А как ваши дела, пан Олекса Руденко из «Легиона Вислы», бывший глава украинского отделения Международной военно-исторической ассоциации (Москва)? Слыхал, что с российскими коллегами вы в последнее время переписываетесь почему-то по-украински, хотя по-русски говорите не хуже президента Путина…
Но одного украинца я на Бородино все-таки встретил. Вечером в субботу после веселого военно-полевого капустника «ЕББ» («Ежегодная бородинская баталия») мы на пути на бивак разговорились на тропе с попутчиком, участником фестиваля, жителем западной Украины. Я обрадовался, что есть с кем побалакать «на украинськой мове». Ее я помаленьку стараюсь изучать, и потому, что хочу читать историческую литературу соседей, и потому, что сам язык нравится.
C собеседником, оказавшимся еще и тезкой, мы нашли полное взаимопонимание. Обсудив вдоль и поперек внутреннее и международное положение, мы просто плакались друг другу в мундиры: и как это наши страны дошли до жизни такой, и кто виноват и что делать. (Причем, прошу заметить, говорили на совершенно трезвом глазу).
Согласились в том, что нечистые на руку политики и националисты ссорят народы, простых людей, которые не имеют друг к другу ничего личного и даже говорят на одном языке.
— Серега, скажи! Ну разве ты будешь в меня стрелять?
— Да никогда! А ты в меня?
— Да ты что! Ведь мы же браты! Айда к нам в лагерь, зараз будэмо пить горiлку и спiвать украинскi пiсни!
Ах, эти дивные украинские «пiсни»…«Туман яром, туман долыною…», «Выпьем же, хлопци, добри молодци, щоб через верхи лилося, щоб наша доля нас нэ чуралась, щоб краще в свити жилося..», «Ой ты, Галю, Галю молодая…», «Ой, на гори та женци жнут…»
Покамест «за туманом», то бишь дымом пожарищ, едва просматривается мир на Украине. Неужели все необратимо, и пролитая в Донбассе кровь развела нас? Возвратятся ли братья-славяне на общее Бородино, в общее культурное и экономическое пространство? Приехав к родному телевизору с бородинских полей, я с облегчением узнал, что огонь в Новороссии (вроде бы) прекращен. Дай-то Бог.
Не надо воевать. Ведь все равно нужно будет «замиряться», но уже средь развалин и могил. Сражаться нужно только так, как мы на Бородино – с условными атаками и холостыми патронами.
Хороший девиз у всемирного движения военно-исторической реконструкции: «Дорогами войн прошлого – к миру будущего». Хватит войн, оставим их в прошлом, для историков и униформистов. Все они уже произошли и не надо новых. На них убивают по-настоящему.