«Не отнимайте у ребенка детство»

«Мне дед говорил: «Надя, надо быть такой учительницей, чтобы перед тобой старик шапку снял и поклонился». Мой родной город Сегежа. Там живут мои учителя, они обучают обыкновенных мальчишек и девчонок. Мне кажется, там я выучила самых настоящих людей…». «Республика» узнала, как Надежда Волкова стала учителем года.

«Республика» поговорила с победителем городского этапа конкурса «Учитель года» Надеждой Волковой о проблемах начального образования, о современных детях и их родителях и о том, чем учитель отличается от «урокодателя».

Педагог начальных классов гимназии № 37 более 20 лет воспитывает тех, кто только переступил школьный порог. Она начинала в родном городе Сегеже, а затем перебралась в Петрозаводск. Недавно Надежда победила в городском этапе конкурса «Учитель года». Теперь ее ждут новые испытания на республиканском уровне.

Надежда Волкова

Надежда Волкова. Фото: Виталий Голубев

Ребенок  — не рюкзак

— Почему в начальной школе детей учат всему? Да потому, что главная задача — развить личность. Каждый предмет существует сам по себе, но учителю надо найти золотую середину, чтобы их соединить. Сегодня литературное чтение не просто чтение, ребенок одновременно  приобщается к большому искусству. В каждом учебнике есть маленькая галерея. Хорошо, если вы живете в Петрозаводске. А если мы окажемся в деревне, какой там музей? Поэтому в учебниках есть иллюстрации. К тому же в глубинке теперь можно показать детям виртуальную галерею.

Сюда же добавляем музыку. Вот сейчас мы проходили фольклор в первом классе. Может быть, это сложно, но они услышали Сергея Лемешева. На уроках литературы в 4-м классе дети также смотрят балет. А когда мы изучаем «Щелкунчика», то сначала читаем, а потом уже идем в театр. Эти возможности есть в Петрозаводске, их терять учителю никак нельзя.  Вот она, та самая межпредметность. Знания не ради знаний, их нужно уметь применять. Как я всегда говорю, нельзя ребенка напичкать всем, как рюкзак.

О семейном воспитании

— Сколько я уже работаю в «Малышкиной школе», всегда говорю родителям: не самоцель дать все, чтобы ребенок в школе просто сидел. Не надо детей учить читать, их надо развивать. Должно быть домашнее, семейное развитие, воспитание. Обучит уже учитель. Он научит читать, складывать по буквам слова, считать. Пусть ребенок не знает по порядку месяцы, но пусть понимает, что относится к зиме, а что к лету. Пусть он знает, что сегодня на дворе весна. Постоянный напор и бешеное количество знаний даже вредны. Не отнимайте у ребенка детство. Есть такое слово у Гиппократа, и студентам всегда его повторяю: не навреди. Всему свое время. Они все играют, все в игрушках. Нужно минимум домашних нагрузок, доработок. Совсем в чистое поле тоже не выпустишь, хочется, чтобы была отдача. Но обязательно должно быть детство. А ведь есть родители, которые сами дома нагружают малыша. Они все молодые, продвинутые, хотят, чтобы ребенок был лучше всех. Но ради здоровья ребенка надо взвесить все за и против. Ребенок должен приходить домой, отдохнуть и с удовольствием, с его собственным желанием идти заниматься чем-то еще, танцами, музыкой, языками.

Надежда Волкова

Надежда Волкова. Фото: Виталий Голубев

О любви и самопиаре

Я окончила институт 25 лет назад. Никогда и не мыслила другого. И потом в те годы какой-то престиж учительской профессии был еще. По воле случая сейчас я также работаю со студентами, читаю лекции, веду работу в педагогическом колледже. Приходят девчонки на практику, я им говорю, понятно, голова головой, учитель не должен быть глупым, но прежде всего детей надо очень любить. Это самое главное, любить их, какими бы они ни были: хулиганы, сорванцы, вредные, какие хотите. Все остальное приложится — твои безумные методики, твои желания. Я ведь сейчас оказалась в конкурсе «Учитель года» среди молодых. Боже мой, я как не в теме была, там ведь одна молодежь. Они очень любят себя подавать. Но знаете, чего в них не было? Вот этой любви к детям. Как артистки подают себя на сцене, ой, звезды, а любовь ушла вникуда. Я, конечно, уважаю эту молодежь. Прекрасно понимаю, у меня сыновья такие, такое у них окружение, они хотят себя пиарить, что ли. Но внутри чего-то нет. На открытых уроках во время конкурса я не побывала в силу занятости. Но я видела их самопрезентации. И вот там не было ничего, связанного с детьми. Там было только я, я, я. Я звезда. Они все были такими умными, с такими образованиями, языками, с портфелями всяких грамот. Но это были только они, а рядом с ними не было детей, ради которых они сюда приходят.

Мне дед говорил: «Надя, надо быть такой учительницей, чтобы перед тобой старик шапку снял и поклонился». Моя родной город Сегежа. Там живут мои учителя, настоящие. Они обучают обыкновенных мальчишек и девчонок, у которых порой даже есть нечего. Я сама 15 лет проработала в такой школе. Мне кажется, там я выучила самых настоящих людей, которые теперь уже взрослые. Там было начало, там мои наставники.

Надежда Волкова

Надежда Волкова. Фото: Виталий Голубев

О технологиях

— Интерактивную доску я осваивала с 4-м классом. Мне даже учитель информатики не помогала, потому что сама не знала. Но мы ее с ребятами освоили. Кто был моим учителем в этой ситуации? Ученик. Если честно, я сама сомневалась, надо ли брать такую доску. В принципе мне для урока нужны дети и обыкновенная доска. Зачем же тогда такие технологии? Чтобы быть с детьми на одной волне. Они сейчас жутко информированы. И когда видят, что ты тоже разбираешься, уважение испытывают. Ого, учитель может. Вот и выходит, что я учусь вместе с ними. Преподаватель не должен чувствовать себя совсем  примитивно. Если поколение сейчас выбирает такие методы, мне надо им помочь. Конечно, может,  я быстрее по старинке с мелом объясню, но это будет второй шаг, если они не поймут меня по-новому. Я ведь варьирую. Думаете, интерактивная доска у меня всегда включена? Нет, она не самоцель, но ружье, которое должно выстрелить, должна сработать.  И надо сработать так, чтобы детям было интересно.

Об образе жизни

— Сегодня молодому учителю два года продержаться в школе – это уже рекорд. Порой сбегают после первой четверти. Это сплошь и рядом. У меня была студентка, которая, по ее словам, первый год вообще не спала, а потом уже окрепла. А есть такие учителя: дала урок – ушла. Вот таких урокодателей терпеть не могу. Им все равно. Они по часам отвели и ушли. Этого я не понимаю. У нас работа ненормированная. Я сейчас здесь, а у меня уже мысли на вечер. Готовлю еду, параллельно компьютер включен. И так постоянно. Это образ жизни. Когда наступают летние каникулы, я устаю от ничегонеделанья. Учитель начальных классов – это же миссия. Ты должен войти в жизнь ребенка и пройти ее вместе с ним четыре года.

Надежда Волкова

Надежда Волкова. Фото: Виталий Голубев

Беседовала Анна Щербухина

Хорошие карельские книги. Почти даром
comments powered by Disqus