Не дают медалей «За победу над собой»

«Я не любила школу. Когда люди узнают об этом, они страшно удивляются: «Как?! Ты же хорошо училась?» Да, но это не помогало мне приспособиться. Всё казалось тесным, не своим».

Читатель «Республики» вспоминает свои школьные годы и пытается понять, чему важнее всего научить ребенка.

Я не любила школу. Когда люди узнают об этом, они страшно удивляются: «Как, ты же хорошо училась!» Да, но это не помогало мне приспособиться к школьному укладу, школьным законам. Всё казалось тесным, не своим. Хотя мне повезло и с классными руководителями, и с одноклассниками, и с учителями, но…

В начальной школе я была отличницей. Мне нравились все предметы. Я любила делать уроки, решать с папой примеры и задачи, готовиться к внеклассному чтению, заполнять дневник по природоведению.
Однажды мы писали контрольную работу по математике. Я сделала основную часть и стала клянчить дополнительное задание. Галина Дмитриевна почему-то долго сопротивлялась, но я своего добилась. Когда выдали тетради с оценками, мой мир рухнул: за контрольную стояла «пятёрка», а вот за выпрошенное задание я получила свою первую в жизни «двойку». Чему это меня научило?

Мама с папой были твёрдо убеждены, что для десятилетнего ребёнка важнее обедать с семьёй, чем знакомиться с производством.

В четвертом классе уроков стало больше, а после занятий ещё нужно было то на экскурсию на комбинат, то на классный час, то на сбор отряда. А мои родители приходили в это время домой на обед. Поэтому я, едва заслышав звонок с последнего урока, мчалась в раздевалку, хватала одежду и пулей неслась домой. Мне нравилось, что родители открывают мне дверь, мы вместе едим суп, я рассказываю им, как прошёл день. Однако в тот же вечер к нам приходила моя классная. Она просила моих родителей помочь мне придерживаться школьного порядка и не избегать отрядных дел. Мама с папой как-то оправдывались, сочувствовали, но они ничего не могли сделать, потому что сами были твёрдо убеждены, что для десятилетнего ребёнка важнее обедать с семьёй, чем знакомиться с производством.

В пятом классе мы переехали на другой конец города, меня перевели в другую школу, чтобы мы с сестрой учились вместе. В классе меня приняли хорошо, но опять было как-то тесно. Не хватало места под учительским крылом, что ли. Было мало хорошо учиться, нужно было делать что-то ещё, а может, наоборот, не нужно было чего-то делать, я до сих пор этого не поняла. Хотя друзья, классные дела – настоящие, в которых можно принять активное участие, — всегда меня вдохновляли.

С Костей было очень весело: мы мяли бумагу и старались забросить в урну «трёхочковый».

А ещё моё настроение зависело от соседа по парте. Однажды зимой меня посадили за парту с Андрюшкой. Он снимал под столом валенки, и они тихонько скользили по полу, пока его не вызывали к доске. Тогда он начинал их искать, прыгая по классу в шерстяных носках, а валенки мягко и бесшумно отправлялись чьей-нибудь ногой подальше от своего хозяина. Это было очень забавно.

Ещё я сидела с Костей. Костя был прилежным учеником. Он тщательно готовился к каждому уроку, в классе у него был самый каллиграфический мальчишеский почерк, которым он аккуратно выписывал на деревянную линейку то, что не удалось запомнить дома, и это не раз выручало нас обоих. При этом с ним было очень весело: мы мяли бумагу и старались забросить в урну «трёхочковый». Прямо перед носом у учителей мы катались на своей первой парте в третьем ряду настолько, насколько позволяло расстояние перед доской. Но такое везение с соседями было не всегда. С ужасом вспоминаю прочерченную по линейке границу на парте, тычки в руку и недоуменную усмешку учителей: «Что вы поделить-то не можете?»

Сложно относиться по-взрослому к детским трудностям. В их повестках дня нет маленьких зарплат, болеющих родителей, неприходящего повышения по службе.

А теперь нам, взрослым, пережившим школу и много чего ещё, жалобы учеников кажутся порой надуманными. Сложно относиться по-взрослому к детским трудностям. В их повестках дня нет маленьких зарплат, стареющих, а потому болеющих родителей, неприходящего повышения по службе. Их проблемы — это дерущийся Вася, обзывающаяся Валя, нерешающаяся задача, секрет про Кольку, разболтанный подружкой. И если все эти вопросы кажутся нам несерьёзными, нужно сделать их такими же и для детей. Вопрос – как?

В школе учеников без конца сравнивают друг с другом, составляют рейтинги. Может, это хорошо помогает и вдохновляет на достижения (предположу – первую половину списка). А что бывает с отстающими? Обычно их удел – слушать о свой никчемности, барахтаться и выживать самостоятельно. И в этом случае гораздо важнее научить ребенка анализировать свои собственные результаты, раз за разом стараясь их улучшить. Жаль, за это нет грамот, не дают медалей «За победу над собой».

Хорошие карельские книги. Почти даром
comments powered by Disqus