Купите стельки, пожалуйста

«Мы боимся и даже заискиваем перед парикмахершами, маникюршами, косметологами, работниками дорогих автосалонов, продавцами бутиков. Не начинаем отстаивать свою честь и право быть обслуженным культурно. И возмущаемся только на первых порах после возвращения из-за границы. И вот внезапно картина мира рушится. Сын дарит мне целую кучу стелек для обуви...»

История от Натальи Ермолиной о том, как дешевые китайские стельки для обуви могут изменить мироощущение человека, живущего в Петрозаводске.

У некоторых людей хамство в крови. Не будем показывать пальцами. Ты свыкаешься с этим, как с плохой экологией, как с буйными соседями, как с унылым пейзажем за окном. И думаешь, да куда ж нам без хамства, а потом сталкиваешься с противоположной схемой поведения. И стыд берет – ну почему мы не такие.

Конечно, пресловутое русское хамство – это не только завоевание «совка», синдром Шарикова, но и коммерческий продукт последнего времени. Некоторые особо культурные города так скучают по советским хамовитым работницам торговли, что реанимируют этот тип полулюдей. В Питере есть ресторан, где можно за дополнительную плату нанять официантку «а-ля совок», которая тебя обхамит и обсчитает, как в СССР.

В Петрозаводске и доплачивать не надо. Лица у работников сферы обслуживания такие, будто ты и все твои будущие поколения до седьмого колена поступили в услужение к этому торговому богу. Напомаженные труженицы конвейера красоты «Рив Гош» с непробиваемыми лицами, работники гипермаркетов с надписью «Обратитесь ко мне за помощью» и с выражением на лице: «Госпа-а-а-дя, ну чего опять надо». Особо беспробудно суровы и унылы лица у работников ресторана «Нойбранденбург», куда как ни придешь, так суровая администраторша в сговоре с презрительно глядящим из-за стойки барменом уничтожают твое никчемное естество. И это все на фоне прекрасного дизайна и бравых немецких маршей.

Ко всему этому привыкаешь, воспринимаешь как неизбежное зло, как плату за все то хорошее, что имеешь в жизни. Как в советское время: если на прилавок выбрасывали что-то дефицитное, то к нему в нагрузку шел какой-нибудь неликвид.

Мы терпим хамство. Мы боимся и даже заискиваем перед парикмахершами, маникюршами, косметологами, работниками дорогих автосалонов, продавцами бутиков. Не начинаем отстаивать свою честь и право быть обслуженным культурно. И возмущаемся только на первых порах после возвращения из-за границы, где улыбка – часть пейзажа, а вежливый сервис – залог успеха экономики.

И вот внезапно картина мира рушится. Сын дарит мне целую кучу стелек. Где-то купил рядом со своим автосервисом на складе — дешевые-предешевые. Я хозяйственность сына оценила, стельки в семье из 6 ног всегда товар ходовой. И вот достаю в нужный момент первую пачку, верчу в руках. И… It’s so sweet. Это так мило. Китайцы, изготовившие столь дешевый и нужный товар, использовали целлофановую упаковку рационально – расписали вдоль и поперек полезной информацией. Во-первых, дали слоган: «Нога — корень здоровья». Во-вторых, везде поставили ударения в русских словах, видимо, запуская линию стелек для русского рынка, какой-нибудь трудяга за пару месяцев выучил русский, пока учил, расставил в тексте ударения. И так и вывел на промышленный принт. Чтоб не ошибаться и в оптовой торговле. Третья полезная серия – показания к применению: «Удаление скверного запаха» (не плохого, не отталкивающего, а скверного – поэтично), «От чесоти, стерилизация» (Простим нашему работяге ошибки и неточные применения слов, думаю, вы не подумали, что стельки лишают вас мгновенно мужских функций воспроизведения). «Защита чулок и шелковых чулок» (хорошо они думают о нашем народе). На обратной стороне китайского ликбеза полная инструкция по гигиене: «Внимание, соблюдай чистоту и санитарию своей обуви. Каждый вечер должны мыть ноги и переменить носки». И подпись «Акционерное общество китайский «Лю Сян», фабрика стельки». Будто мудрый учитель обращается к неумелому ученику и начинает с основ – мой ноги и меняй носки – и будет тебе счастье.

Но самое трогательное во всей этой истории воззвание: «Желаем вам дорого здоровья. Купите стельки, пожалуйста».

Я готова купить не только годовой запас стелек, я готова стать акционером этого «Лю Сяня» и выписать работников фабрики для реформирования российского общества. Потому что если в любой контент нашей жизни добавить слово «пожалуйста», экономика, быть может, и не поправится, но настроение у всех моментально подскочит. Ну, например, предвыборный лозунг: «Голосуйте за кандидата в депутаты Ивана Семимордова, пожалуйста». Или – «Заплати налоги, пожалуйста, и спи себе на здоровье». А вот еще – «Летайте самолетами «Аэрофлота», пожалуйста».

«Лю Сян», приезжай ко мне. Привози еще чемодан стелек. И свою мудрость, пожалуйста.

Стельки для обуви

Фото: Наталья Ермолина

Стельки для обуви

Фото: Наталья Ермолина