Гармония индивидуалиста

«Мне сейчас очень сложно представить, каким бы я стал, если бы не выбрал профессию музыканта. Моя жизнь во многом зависит от скрипки и от музыки. Это я нахожусь в подчинении у инструмента. Скорее так».

Айлен Притчин — частый столичный гость на карельской сцене. Ученик знаменитого скрипача Эдуарда Грача, аспирант Московской консерватории родился и вырос в Санкт-Петербурге. У необычного имени музыканта есть своя история, связанная с восточными корнями в его семье. Один из предков молодого скрипача написал поэму на вьетнамском языке. С тех пор в клане Притчиных всех мальчиков называли на первые слоги первых строф стихотворного текста.

В Петрозаводске Айлен Притчин уже в четвертый раз. Концерт проходил в зале Карельской филармонии при поддержке Министерства культуры России в рамках программы «Звезды XXI века» — благодаря ей провинциальные города могут познакомиться с будущим академической музыки нашей страны.

Надо сказать, что связь Притчина с Карелией имеет очень давнюю историю. Еще в детстве он часто приезжал в Костомукшу на международную летнюю музыкальную академию, которая проходила одновременно с известным костомукшским фестивалем камерного искусства. В небольшом городе на границе с Финляндией собирались яркие представители культурной жизни страны и всего Баренц-региона, и город на время становился настоящим арт-центром Северо-Запада.

О времени, проведенном в Костомукше, а также о том, как скрипка может подчинить себе музыканта, рассказывает Айлен Притчин.

— Мне сейчас очень сложно представить, каким бы я стал, если бы не выбрал профессию музыканта. С детства хотел им быть. Сомневался только в выборе инструмента. Думал, не стать ли мне пианистом или певцом… Вообще, быть музыкантом — это не значит привязать себя к чему-то одному. Мне в жизни приходилось выступать и на скрипке, и на альте. Даже на клавесине и рояле, а порой нужно что-то сочинять самому. Конечно, 90% моей жизни посвящены скрипке, но быть музыкантом для меня не значит быть только скрипачом.

Среди музыкантов скрипачи — главные индивидуалисты. То есть, конечно, это клише — то же самое говорят про теноров или о примадонне в театре. Я бы сказал об этом так: тем, кто занимается сольной деятельностью, необходимо наличие харизмы. Моя жизнь во многом зависит от скрипки и от музыки. Это я нахожусь в подчинении у инструмента. Скорее так.

Я стараюсь быть открытым к разным трактовкам в искусстве. Для начала нужно всегда попытаться понять художника. Он работает над полотном несколько месяцев и знает каждый его квадратный сантиметр. Человек приходит на выставку и в течение десяти секунд оценивает долгосрочный труд. Это как-то неправильно. Так же и с премьерами новых сочинений: произведение невозможно оценить сразу. Искусство прекрасно тем, что оно не допускает никакой диктатуры. Главное, чтобы все было сбалансировано и гармонично. Я уверен, что карельская публика открыта для всего нового и современного. Не в первый раз выступаю перед этим слушателем.

От музыкальной академии в Костомукше у меня остались самые теплые воспоминания. Честно. В первый раз попал туда благодаря моему педагогу Елене Ивановне Зайцевой, у которой я учился в Питере. Там мы много времени проводили в занятиях, мастер-классах. Я до сих пор помню многие концерты оттуда. С некоторыми музыкантами, кто там играл, мне удалось познакомиться уже много лет спустя. Когда при встрече я говорил, что слушал их в Костомукше, то это мгновенно объединяло, потому что все, безусловно, любят это место. Можно сказать, это одно из самых светлых воспоминаний моих школьных лет.

В свое время я очень много участвовал в конкурсах. Каждый раз во время состязания было ощущение, будто я смотрю на свое отражение в зеркале. Сразу становятся очевидными все достоинства и недостатки, узнаешь предел собственных возможностей. Естественно, что сам процесс не из приятных. Подготовка предполагает, что ты долгое время играешь одно и то же,  но я всегда старался взять из такого опыта только самое лучшее. Участие в конкурсе очень помогает потом на концертах, процесс становится намного приятнее. Иногда чувствуешь, как у людей меняется настроение. Для меня очень важен контакт с публикой. Реакция слушателей ведь не всегда оказывается такой, как ты ожидаешь.  Потом это дает почву для раздумий.

Записала Ася Кошелева