«Чтобы построить мост…»

О социально-политической ситуации в Карелии: «Существовавшая система влияния местных бизнес-элит, которые долгие годы определяли политическое пространство в регионе, сломана. И здесь уже поздно рассуждать, кто прав, кто виноват. Предстоит выстроить новую систему, провести полную политическую перезагрузку, для того чтобы оправдать доверие федерального центра и выполнить социально-экономические задачи».

Итоги полумесяца с Борисом Подопригорой.

Никуда не деться от стереотипов, внедренных в наше сознание со школьной скамьи. С каких строк начинается «Евгений Онегин»? Вы наверняка ответите: «Мой дядя самых честных правил…» Ан нет — откройте книгу: «Не мысля гордый свет забавить…» Кстати, ещё выше — эпиграф на французском языке: «Petri de vanite…»

Так и с прочими очевидностями. Например, такой: всё, что власть ставит себе в заслугу, не проверяемо, ибо находится лишь в планах, которых уже столько было… Две недели назад мы сознательно отвели душу на карельских дорогах. Наш текст, словно бы перекидывающий читателя с ухаба на ухаб, передавал даже через дыхание: дела идут трудно, с вводными по жизни, оглядкой в прошлое и тревогой за будущее. Но ведь что-то уже сделано. Оглядываясь на ту же дорогу, напомним: на сегодняшний день после ремонта введены три моста. Это мостовой переход через реку Сяндебка на автодороге Новинка — Тигвера в Олонецком районе, мост через реку Инема на дороге Усланка — Мегрега — Обжа в том же районе и насыпь из каменной кладки на одной из дорог острова Валаам. Назначена комиссия по приемке ремонтных работ моста через реку Тарасъйоки в Суоярвском районе. Завершено строительство и планируется приемка моста через реку Кузрека на дороге Беломорск — Сумпосад — Колежма Беломорского района.

Мы со значением перечисляем то, чего не видно из Петрозаводска. В остальном — да, планов больше, чем перерезанных ленточек. А их обсуждение — куда тише меди оркестров. Но это не значит, что «народ нищает, а начальству — хоть бы хны». Кстати, по поводу «нищеты». Тут тоже есть в чём усомниться: Карелия с 359 авто на 1000 жителей занимает лидирующее место среди регионов российского севера. (От нас отстают Мурманская, Архангельская области, не говоря о Коми и Ненецком АО — от 245 до чуть более 300). Хотя, кто бы спорил, от Швеции, Финляндии и Норвегии мы отстаём порой на 200 машин. Как и от общероссийских лидеров — Москвы и Приморья… Это, добавим, подсчитали не мы, а норвежцы.

Впрочем, к рейтингам мы относимся плохо: слишком часто лукавят их авторы. Иногда — из-за тщетности потуг сравнить несравнимое, но чаще потому, что «всё ведь ясно — подтверди лишь цифирью. Кстати, банковскую карточку не сменил?». Поэтому мы не превозносим тех, кто обрел положительные очки, и не злорадствуем по поводу падения нам не понравившихся. В конце концов, социология — она как медицина: вроде бы помогает, врачи не беднеют, а кладбища растут. Куда интересней то, что весьма цитируемый московский эксперт Калачёв, не замеченный в симпатиях к правительству Карелии, вдруг-таки признал: Александр Худилайнен смог решить несколько важных для региона проблем. Во-первых, ему удалось предотвратить закрытие нескольких градообразующих предприятий в моногородах. Во-вторых, за последнее время в республику пришло сразу несколько крупных инвесторов, в том числе АФК «Система» и «Россельхозбанк». (Когда мы этому радовались, то со стороны улавливали что-то вроде: ну-ну). Наконец, в июне этого года утверждена Федеральная целевая программа развития Карелии до 2020 года, что стало для нашего региона, по мнению эксперта, значимым событием.

Логика явно не доморощенного эксперта стоит того, чтобы дослушать его до конца: после утверждения ФЦП доверие со стороны федерального центра к Худилайнену точно есть. Косвенно это подтверждается и вниманием, которое в последнее время губернатору и региону оказывает премьер-министр. Дмитрий Медведев лично приезжал в Петрозаводск, чтобы дать команду на открытие газопровода в Северное Приладожье. Это переворачивает страницу в затянувшемся противостоянии региональных элит. Однако для губернатора в этом положении есть и новые вызовы. Существовавшая система влияния части местных бизнес-элит, которые долгие годы определяли политическое пространство в регионе, сломана. И здесь уже поздно рассуждать, кто прав, кто виноват. Предстоит выстроить новую систему, провести полную политическую перезагрузку, для того чтобы оправдать доверие федерального центра и выполнить социально-экономические задачи. Объединение на основе идеи обновления политической системы — это, возможно, станет следующим шагом губернатора…

Стоп! — это принципиально. Пожалуй, впервые со стороны мы услышали главное: чтобы идти дальше, нужно менять местную политическую среду, а не приспосабливаться к ней по принципу баш на баш. Перейдём на язык родных «елей ресниц»: чем быстрее перестроится политическая система, тем скорее построим, скажем, Гоголевский мост. Какая тут связь? Связь в том, что новую политическую систему сформируют новые люди с обновлённой культурой в её общественном и повседневном выражении. Мы не о привычных для Петрозаводска настенных объявлениях: «Извините за предоставленные неудобства…» — как будто речь идёт об услугах, а не доставленных проблемах! Политический Петрозаводск привык жить продуктами собственного бурления-пузырения. Власти города и республики уже лет 10 столь же привычно почесав затылок разводят руками: всегда, мол, так… Нет, теперь должно быть иначе. Идти только вместе в одну сторону и не сбивая шаг. Разнообразим образный ряд: англофольклорный Джек, который строит в нашем случае мост, обязан, чтобы его достроить, сменить тех «начальников работ», которые «самых честных правил», потому что «давно здесь живут». Это относится и к муниципальной (2015), и городской (?!), и регионально-представительской (2016) власти. Что-то принесёт и 2017-й.

Найдутся и сопротивляющиеся: даже вандал, пойманный в музее с молотком, оправдывает себя идейной приверженностью к нигилизму. Но чтобы построить мост, на фундамент (ФЦП) нужно установить несущие конструкции — политические. Такова очевидность, которую иногда путают со стереотипами.