Большая поддержка малого бизнеса

О путях поддержки малого бизнеса в Карелии: «Для консолидации предпринимательского сообщества в Карелии можно инициировать и реализовать ряд проектов, от которых в выигрыше остались бы и крупный, и малый бизнес, и республика в целом. Один из них — создание специальной электронной площадки для бизнес-кооперации».

Директор Института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев о том, насколько полезен был карельский форум малого и среднего бизнеса, который прошел в конце сентября в Петрозаводске.

24 сентября состоялась очередная ежегодная конференция «Малое и среднее предпринимательство Республики Карелия: эффективное партнерство как предпринимательский ресурс». На фоне проходившего в эти же дни российско-финляндского культурного форума данное мероприятие было, к сожалению, довольно скромно освещено в республиканских СМИ. Между тем, это одна из животрепещущих тем для Карелии (особенно в последние годы, не отличавшимися яркими успехами на экономическом фронте).

Да и мнения самих участников конференции разделились на две группы. Одним ее формат понравился, а информация, представленная на конференции, оказалась весьма полезной и востребованной. Другие не скрывали своего разочарования от формата конференции и ее содержания.

Однако, это, как говорится, дело вкуса и ожиданий. Для этого и была предоставлена возможность предварительно ознакомиться с программой и решить, стоит ли участвовать в конференции или нет. Безусловно, дальше надо думать о совершенствовании формата данного мероприятия, о его содержательной стороне, делая его максимально полезным для целевой аудитории – предпринимателей.

Тем не менее, на мой взгляд, данная конференция все же решила те задачи, которые изначально ставились организаторами – провести некую «сверку часов». Что удалось сделать за последние несколько лет в плане поддержки бизнеса и улучшения бизнес-среды в регионе? Что не удалось? Какие новые проблемы появились? В каком направлении двигаться дальше?

Все результаты конференции еще предстоит осмыслить. Но уже сейчас можно выдвинуть на первый план ряд идей и проектов, озвученных ее участниками, которые могут оказаться весьма полезными для улучшения бизнес-климата в Республике Карелия. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

Как известно, одна из системных проблем, препятствующих консолидировать усилия и ресурсы на развитии Республики Карелия, – слабо развитые кооперационные связи в бизнес-среде, слабая заинтересованность бизнес-структур в развитии территории. Зачастую, крупные предприятия заняты решением своих проблем и продвижением своих интересов, малый и средний бизнес пытается выживать и развиваться самостоятельно, а деятельность карельских бизнес-ассоциаций, которые по идее должны консолидировать предпринимательское сообщество и развивать эти кооперационные связи, оставляет желать лучшего.

Для консолидации предпринимательского сообщества в Карелии можно инициировать и реализовать ряд проектов, от которых в выигрыше остались бы и крупный, и малый бизнес, и республика в целом.

Об одном из таких проектов на конференции рассказала руководитель Агентства городского развития г. Череповца Оксана Андреева – создании специальной электронной площадки для бизнес-кооперации. Суть проекта заключается в создании электронной площадки, через которую крупные промышленные предприятия информируют и размещают заказы для субъектов малого и среднего бизнеса, связанные, например, с поставкой техники, оборудования и материалов, выполнением подрядных работ, оказанием разного рода услуг. На этой же площадке может размещаться информация о подержанном оборудовании и объектах недвижимости, принадлежащих крупному предприятию, которые выставляются для продажи или аренды.

На мой взгляд, подобный ресурс был бы весьма востребован малым бизнесом и полезен для крупных предприятий, давая возможность последним сократить излишние и непрофильные расходы. Финансирование разработки этого ресурса могло бы быть осуществлено силами крупных предприятий, бизнес-ассоциаций, либо в рамках одного из конкурсных проектов НИОКР, ежегодно финансируемых Министерством экономического развития Карелии.

Опыт создания такой площадки есть в ряде регионов. В частности, в г. Череповце Вологодской области подобный ресурс, созданный по инициативе администрации города и при финансовой поддержке двух градообразующих предприятий – ОАО «Северсталь» и ОАО «ФосАгро», является весьма востребованным предпринимателями. Только за 8 месяцев 2015 года на электронной площадке было размещено 367 предложений на общую сумму более 7 млрд. рублей, в выполнении которых были задействованы более 100 субъектов малого и среднего бизнеса.

Надо заметить, что подобная электронная площадка способна выступить в качестве довольно серьезного негосударственного источника финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и хорошего стимула для роста числа малых предприятий и создания новых рабочих мест, особенно в моногородах.

Заслуживает внимания еще один инструмент, направленный на усиление бизнес-кооперации, поддержку малого предпринимательства и развитие моногородов, который также успешно внедрен нашими соседями – Вологодской областью. Таким инструментом является комплексный региональный проект «Синергия роста», реализуемый правительством области совместно с Региональным центром поддержки предпринимательства и Агентством городского развития г. Череповца.

В рамках проекта в области создан Совет по кооперации при Департаменте экономического развития, в состав совета входят руководители 38 крупных, средних и малых компаний. Его главная задача – выработка и реализация коммерчески эффективных проектов, основанных на объединении усилий крупного, среднего и малого бизнеса.

Большинство из этих проектов направлено на вовлечение малого и среднего бизнеса в производственные и технологические цепочки крупных градообразующих предприятий. Это может быть, например, участие малых компаний в переработке побочной продукции и отходов основного производства крупных предприятий, во внедрении рационализаторских предложений и технологических инноваций, в развитии импортозамещения и обеспечении крупных предприятий продукцией малого и среднего бизнеса на основе договоров, заключенных на длительные сроки.

На сегодняшний день при Совете по кооперации создано и работает 4 отраслевых совета и реализуется целый ряд проектов. Например, объем отгруженной продукции и предоставленных услуг малыми предприятиями в рамках этих проектов за 2014 год составил 231 млн. рублей, а за первое полугодие 2015 года – более 126 млн. рублей. Это доказывает, что данный проект – реально работающий инструмент поддержки малого и среднего бизнеса.

К слову сказать, аналогичные предложения относительно развития бизнес-кооперации между градообразующими предприятиями и малым бизнесом в наших моногородах были подготовлены карельскими экономистами еще четыре года назад, но, к сожалению, поддержки в министерстве экономического развития не нашли. Сегодня, уже совместно с новым руководством крупных карельских градообразующих предприятий их вполне можно актуализировать и подумать о практическом внедрении.

Есть и еще одна интересная коллективная практика поддержки малого и среднего бизнеса и развития территорий, которой поделились приглашенные участники конференции – практика заключения и реализации концессионных соглашений как инструмента повышения эффективности использования неликвидного муниципального имущества и привлечения инвестиций. Это один из инструментов государственно-частного партнерства.

Суть его заключается в следующем. Сначала выделяются неликвидные имущественные комплексы в муниципалитете, которые оказываются невостребованными у бизнеса. Далее, с участием бизнеса, местной администрации и общественности разрабатывается инициативный проект дальнейшего использования этого имущественного комплекса, реализация которого далее становится объектом концессионного соглашения.

На последующем этапе определяется круг концессионеров и заранее оговариваются условия сотрудничества бизнеса с органами власти, после чего уже заключается само концессионное соглашение. Причем расходы инвесторов в ревитализацию имущественного комплекса и предоставляемые им гарантии и льготы со стороны власти фиксируются на длительный срок – в среднем на 30 лет. К тому же при юридическом оформлении концессии придумывать «с нуля» ничего не нужно. Все типовые формы концессионных соглашений утверждены на федеральном уровне и содержат исчерпывающий перечень обязанностей концессионеров и рисков инвесторов.

К слову, в Череповце уже сейчас реализуются два крупных проекта на условиях концессионных соглашений – реконструкция банно-прачечного комплекса и создание медицинского центра на основе бывших неликвидных объектов недвижимости, долгое время висевших «мертвым грузом» на балансе города. На очереди еще восемь подобных объектов.

Весьма выгодным может быть использование концессионной схемы, например, для сохранения объектов культурного наследия при сохранении их в муниципальной собственности. У муниципальных образований Республики Карелия здесь имеется огромный потенциал, учитывая большое число неликвидных объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Ну и в завершении хочется рассказать об еще одной возможности поддержки малого и среднего бизнеса, которая вполне может быть востребована в Карелии. Речь идет об открывшемся в прошлом году Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия (МФЦ) с сетью филиалов в муниципальных районах. По словам директора Центра Алексея Чеканова, МФЦ вполне может стать одним из системообразующих звеньев поддержки малого и среднего бизнеса в регионе, и вот почему.

Во-первых, МФЦ вполне может выступать в роли оператора «одного кона» для предоставления предпринимателям полного спектра государственных и муниципальных услуг.

Во-вторых, на базе филиальной сети МФЦ в районах республики предпринимателям может предоставляться целый ряд консультационных услуг. Как было сказано на конференции, совместная работа в этом плане уже ведется МФЦ и Бизнес-инкубатором Республики Карелия. Например, создаваемые бизнес-инкубатором консультационные центры и центры поддержки бизнеса могут работать на базе филиальной сети МФЦ.

В-третьих, в спектр услуг, предоставляемых МФЦ, могут быть включены услуги, связанные с осуществлением платежно-расчетных и некоторых финансовых услуг, традиционно осуществляемых банками (но, не требующих обязательного наличия банковской лицензии). А на основе комиссии за их осуществление может быть создан специализированный фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Понятно, что для этого необходимо будет внести изменения в ряд нормативных и правовых актов, но в результате может появиться еще один доступный источник финансовых средств для поддержки бизнеса.

Это лишь немногие из тех идей, которые высказывались и обсуждались участниками прошедшей конференции по малому и среднему бизнесу. А вообще идей и предложений было довольно много. Теперь главная задача – тщательно их проанализировать, проверить их практическую востребованность и попытаться трансформировать в конкретные решения и проекты. Только в этом случае можно будет с уверенностью сказать, что проведенная конференция удалась и принесла ощутимую практическую помощь предпринимателям и республике в целом.