Юрий Айвазов: «Конечная цель – создание эффективного бизнеса»

По прогнозам исполнительного директора ОАО «Кондопога», в этом году предприятие на 10% превысит плановые показатели, что говорит об оздоровлении экономической ситуации на комбинате.

По прогнозам исполнительного директора ОАО «Кондопога», в этом году предприятие на 10% превысит плановые показатели, что говорит об оздоровлении экономической ситуации на комбинате.

Встречу с корреспондентом нашей газеты исполнительный директор ОАО «Кондопога» назначил в музее предприятия. К слову, это было одно из первых мест, которое он посетил, знакомясь с комбинатом. «У того, кто забудет историю, нет будущего, – считает Юрий Васильевич. – Накопленный опыт нужно сохранять, чтобы двигаться дальше, развиваться».

Для этого есть все предпосылки – такой вывод можно сделать, если судить по ответам на заданные вопросы.

– До вашего прихода на предприятие проведен ряд антикризисных мероприятий: найдены инвестор, рынки сбыта, построена работа по давальческой схеме, практически восстановлена деловая репутация комбината. Какие задачи стоят перед вами?

– Задачи сугубо практические. Предприятие выходит из кризиса. И здесь очень важен каждый фактор, каждый показатель – от качества продукции и надежности партнеров до влияния производства на экологию. Нужно, чтобы все эти факторы были положительными и неизменными, что позволит достичь устойчивости и стабильности. Думаю, мы уже близки к этому: обеспечены необходимыми материалами и сырьем, буммашины и оборудование работают, вернули доверие поставщиков как надежные покупатели.

На следующем этапе планируется наращивать производительность и увеличивать мощность производства, снижать себестоимость, что позволит успешно конкурировать на рынке. А окончательной задачей – и это уже третий этап, считаю создание эффективного бизнеса, привлекательного для инвесторов.

– Как вы оцениваете реорганизацию, проведенную прежним руководством, – сокращение работников, прежде всего управленческого аппарата, создание централизованной ремонтной службы, выделение в отдельное предприятие – «Кареллестранс» железнодорожного, транспортного цеха, цеха погрузки готовой продукции?

– Оценивать следует по результатам. Эффект уже просматривается. Я пришел к тому, что уже было создано, и мы продолжаем работать над этим. Доделываем, дорабатываем, оптимизируем, изменяем. Прослеживается положительная динамика – плановые задания мы перевыполняем. А что касается структуры, на мой взгляд, она должна постоянно корректироваться и меняться в зависимости от задач и стратегии. Если этим не заниматься, не будет развития.

– Вы уже немного коснулись производственных показателей. Расскажите об этом подробнее.

– Каждый месяц мы производим более 55 тысяч тонн газетной бумаги. Уже можно предполагать, что показатели по году будут выше плановых более чем на 10%. Это серьезный объем. На следующий, 2016, год также планируем рост. В целом прослеживается устойчивая тенденция к улучшению ситуации, так что с уверенностью можем решать вопросы завтрашнего дня.

– Большая часть продукции идет на экспорт. Повлиял ли рост курса доллара на работу предприятия?

– Здесь все не так просто. Разумеется, есть в сложившейся ситуации положительный момент. Мы, как экспортеры, при девальвации рубля получили определенные преимущества. Но налицо большие колебания курса национальной валюты и, как следствие, ее стоимости, что приводит к росту стоимости капитала и, соответственно, к торможению инвестиционной деятельности. Брать средства в банках на среднесрочный или долгосрочный период при таких ставках невозможно. К тому же большая часть продукции поступает в страны зоны евро, курс которого так же, как и рубль, девальвировал по отношению к доллару. Курс доллара «скачет», и это сказывается на ценах – на оборудование, запасные части к нему и сырье.

Изменились и условия рынка, сократился рост потребления нашей продукции. Раньше с уверенностью можно было планировать 2-3%, сейчас только 1%. Так что приходится искать новых покупателей и рынки. Это серьезные затраты, которые, безусловно, затем будут оправданы.

Немаловажен и социальный аспект: как последствия всех этих колебаний отражаются на наших работниках. Налицо инфляция затрат и, как следствие, удорожание жизни. Мы должны очень внимательно следить за балансом вознаграждений и требований, которые предъявляют кредиторы предприятия. При устойчивой положительной динамике рост может быть во всем, главное – закрепиться и правильно выбрать приоритеты, обеспечивающие стабильность и долгосрочную перспективу.

Объем продукции, отправляемой на экспорт, увеличился, сейчас это уже порядка 80%. Думаю, к концу года цифра может подрасти.

– Как обстоят дела с обеспеченностью сырьем? Прежним руководством озвучивалась идея заготовки леса силами предприятия. Сделаны ли какие-либо шаги к ее реализации?

– Впервые за последние годы нам удалось обеспечить запас леса, которого хватит и на зиму, и на весну. Об этом можно говорить с уверенностью. Платежная система и доверие поставщиков восстановлены.

Что касается заготовки леса собственными силами, это дело, безусловно, нужное. Плохо, когда предприятие полностью зависит только от внешних поставщиков. Следует иметь приблизительно 30% сырья собственной заготовки.

Поэтому мы уже начинаем вести лесозаготовки в Пудожском районе, занимаемся строительством дорог, чтобы снизить себестоимость продукции. Находим взаимопонимание с предпринимателями и руководством Пудожского района. Необходимая техника и трудовые ресурсы имеются. Мы не первооткрыватели в этом направлении, многие холдинги разрабатывают собственную сырьевую базу.

– Сколько человек работает на предприятии сегодня, ждать ли новых сокращений?

– Сейчас коллектив насчитывает около 4 тысяч человек, сокращений не планируется. Но будем заниматься развитием эффективности работы персонала. Прежде всего, улучшением условий труда, обеспечением техники безопасности, чтобы снизить число несчастных случаев на производстве, а еще лучше – свести его к нулю.

Необходимо позаботиться и об экологии: уменьшить расход воды, улучшить показатели по очистке выбросов, хотя они и сейчас у нас хорошие. Будем заниматься модернизацией основного производства, в частности, на 8-й и 3-й буммашинах, в перспективе – запуск первой буммашины. Есть планы и по переработке щепы. Так что, вполне вероятно, штат даже увеличится. Но важно, насколько эффективно будет трудиться каждый, сколько человек задействовано в той или иной операции. Это способствует снижению себестоимости продукции, а значит, более успешному ее продвижению на рынке. Нужно создать такой потенциал, чтобы быть конкурентоспособным на рынке и не зависеть от внешних факторов.

– Летом в газетах «Новая Кондопога» и «Авангард» были размещены информационные сообщения о начале открытых торгов по продаже имущества ОАО «Кондопога». Появились ли желающие купить выставленные на торги объекты?

– Организация торгов – один из этапов внешнего управления. На них необходимо выставлять активы, не касающиеся основного производства. Разумеется, если появится желающий приобрести тот или иной объект, мы продадим. Но пока все сложно. Экономическая ситуация с учетом кризиса такая, что активности среди потенциальных покупателей нет.

– Немалая часть затрат предприятия – оплата электроэнергии. Делается ли что-то на предприятии для их сокращения? Каковы взаимоотношения с поставщиками электроэнергии и есть ли задолженность перед ними?

– Долгов за потребление электроэнергии у нас нет. Те долги, о которых без конца пишет пресса, спорные, относятся к передаче электроэнергии, они возникли из-за увеличения тарифов. В рамках закона мы пытаемся вернуть тарифы к уровню 2012-2013 годов. Такое право у нас есть. Идут разбирательства. Мы четко обозначили свою позицию, а последнюю точку должен поставить суд.

Стоимость энергетики в структуре себестоимости продукции занимает около 30%, поэтому мы проводим ряд мероприятий для того, чтобы увеличивать долю выработки собственной. Речь идет прежде всего о модернизации утилькотельной – установке здесь нового оборудования и генератора. А сжигая все отходы, мы к тому же будем способствовать улучшению экологической ситуации. Проект и бизнес-план готовим, будем выходить на их защиту.

– ОАО «Кондопога» является еще и ресурсоснабжающей организацией. Не считаете ли вы, что имеет смысл вернуться к старой схеме, когда население оплачивало теплоснабжение только в отопительный период?

– Вопрос тарифов и периодичности оплаты находится не в нашей компетенции. По этому поводу следует обратиться в Кондопожское ММП ЖКХ. Наша задача – стабильно работать и обеспечивать город теплом.

– Когда заканчивается период внешнего управления, с какими результатами ОАО «Кондопога» придет к этому рубежу?

– Первый этап завершится к концу года. В соответствии с законом будет принято решение или о выходе ОАО «Кондопога» из-под внешнего управления, или о его продолжении. Но предприятие устойчиво работает, я уверен, что рано или поздно мы выйдем из банкротства.

Материал предоставлен районной газетой «Новая Кондопога»

Специальный проект "Районы говорят"