Номерок вам в руки

Кондопожские журналисты проверили, верны ли рассказы горожан о трудностях, с которым люди сталкиваются при попытке попасть на прием к врачу.

Кондопожские журналисты проверили, верны ли рассказы горожан о трудностях, с которым люди сталкиваются при попытке попасть на прием к врачу.

Корреспондентов «Новой Кондопоги» часто приглашают на различные мероприятия, но с подобным предложением обратились в первый раз. «Придите, посмотрите, как выдают номерки к специалистам Кондопожской ЦРБ», – предложил один из наших читателей.

В 6.15 и не опаздывайте!

– Очень неудобно все организовано, – рассказывал мужчина. – Сделать это можно только в пятницу, выдавать номерки начинают утром, в половине восьмого. Очередь выстраивается чуть ли не с шести часов. Чтобы успеть, приходится вставать в пять утра. Народу собирается – не протолкнуться. К стоматологу давали 25 номерков, а людей – в два раза больше! Чуть опоздаешь и, простояв час, уходишь, несолоно хлебавши.

При этом можно получить только один талончик. Товарищ рассказывал, для лечения четырех зубов ему пришлось четыре пятницы подряд дежурить у регистратуры. На приеме он не мог получить номерок на повторное посещение. Почему людей заставляют мучиться? Почему выдача номерков организована только один раз в неделю? Неужели нельзя что-то изменить?

Перед уходом посетитель посоветовал: «Если соберетесь, то подходите пятнадцать минут седьмого, не позже. Придете в 6.30, номерок может и не достаться».

Получаем номерки

Поход за номерком назначили на пятницу, 23 октября. Накануне набрала в адресной строке компьютера reg.zdrav10.ru, чтобы проверить, есть ли возможность обойтись без пятничных походов.

Об альтернативном способе получения номерков мы писали уже не раз. У кондопожан возможность записаться к врачам через Интернет появилась два года назад. В списках Единого медицинского портала Республики Карелия от нашей районной больницы значились терапевт, педиатр, стоматолог, гинеколог, дерматолог, отоларинголог, травматолог-ортопед, офтальмолог и хирург. Теперь к ним добавились эндокринолог, невролог, кардиолог.

Внимание на экран! Первые по алфавиту акушеры-гинекологи. У двух из четырех специалистов были свободные номерки, правда, дата не ближняя, через неделю – 29 октября.

Смотрим дальше: дерматолог. Удача! К нему можно было отправляться уже на следующий день. Хотите, выбирайте: идти к доктору в 10 час. 12 мин. или на час позже. Такая же ситуация была и с неврологом. Еще больше свободных номерков тоже оперативно можно было получить на прием к фтизиатру.

К кардиологу, оказывается, тоже реально попасть с помощью Интернета. Это подтверждала запись, сделанная зеленым цветом: «27.10.2015 в 16.00».

Инфекционистов, судя по данным на сайте, у нас два. Но работают ли они, непонятно, ведь напротив обеих фамилий записано «нет расписания».

Такая же метка стояла напротив трех фамилий хирургов, у четвертого обнаруживалась обнадеживающая свободная запись на следующий день. А вот к офтальмологу, судя по записи, переадресовывавшей в регистратуру, все номерки разобрали, так же, как и к эндокринологу.

У кабинетов терапевтов порой разгораются целые баталии. За право войти туда спорят те, кто «с бумажкой», и те, кто «по очереди». Сумятицу вносят объявления на дверях, что прием идет строго по номеркам. И это вроде как подтверждает правоту первых. Но вторые, которым доктор сказал прийти к нему в определенные часы, не сдаются и во что бы то ни стало стараются прорваться в кабинет. Не всегда обходится без обоюдных оскорблений, что здоровью явно не на пользу. Уменьшению количества конфликтных ситуаций будет способствовать обращение к электронной записи.

Итак, посмотрим… По участкам № 9, 12 можно было записаться уже на следующее число; по участкам № 2, 3 и 5 – на четвертый день, сразу после выходных; на вторник, 27 октября, были свободные номерки по участкам 6 и 10. Самыми же востребованными оказались терапевты участков № 1 и 8, компьютер предлагал прийти лишь 28-го.

Из детских специалистов представлены отоларинголог, хирург и травматолог-ортопед. К первым двум можно было попасть на прием уже на следующий день. А вот если нужно к травматологу, то опять же – «все в сад», то есть в регистратуру.

В тесноте, да не в обиде

Помня совет бывалого пациента, за номерком в регистратуру постаралась выйти пораньше, но в обозначенные сроки не уложилась. Хотя надежда, что очереди все-таки не будет, в душе теплилась. Ведь ни пешеходов, ни машин, если не считать одну-единственную на автомойке у «Лотос Сити», по дороге не встретила. Пустынными было крыльцо ЦРБ и расположенная рядом автостоянка.

Подхожу к центральному входу – закрыто. Неужели повезло, я первая? Но увиденное через стеклянные двери убедило в правдивости слов обратившегося в редакцию горожанина. Три скамеечки, стоящие в холле, оказались заполненными – люди, чтобы занять очередь, проходили через приемный покой. Словоохотливые бабульки сидели не только там. В коридоре, примыкающем к холлу, занятыми также оказались три скамеечки. Сажусь на четвертую. Пробую пересчитать собравшихся: к 6.24 уже человек 25. К семи утра все сиденья в коридоре были заполнены, и люди стали выстраиваться вдоль стен. Возрастной состав тех, кто пришел за медпомощью, разнообразен, хотя большинство, конечно, составляли возрастные пациенты. Люди помоложе тоже были, большая часть из них надеялась получить номерок к стоматологу.

В тесноте, да не в обиде — так можно сказать об атмосфере, царящей в очереди. Те, кто уже нашел в ней свое местечко, или молча ждали раздачу, или негромко беседовали друг с другом. Людям, получившим закалку в очередях советской поры, было не до ругани: «Хорошо, хоть в тепле». Новички, оглядывая собравшихся с «хвоста», поначалу восклицали: «Ужас!» – но звучало это не как эмоциональная оценка происходящего, а скорее как констатация факта. Видимо, все, так же как и я поначалу, надеялись на невозможное. Но отсутствие нуждающихся в медпомощи иначе как чудом не назовешь. Может, людей и было бы меньше, если бы лечебное учреждение информировало о возможности записи через Интернет. Однако ни одного объявления со ссылкой ни на стендах в коридоре, ни в регистратуре не заметила.

К моменту, когда раскрылись ее окошки, люди разделились на два потока: тех, кто за номерком к стоматологу, и тех, кто направлялся к другим специалистам. В 7 ч. 30 мин. первые счастливчики, получившие номерки, уже отходили от регистратуры.

Мнения пациентов

Интересно было узнать мнение тех смельчаков, кто, несмотря на темноту и холод, уже царивший на улице, пришел в регистратуру. Все они разительно отличались друг от друга.

– Постоянно записываюсь к специалистам таким образом. Очень неудобная система, – считает Татьяна Викторовна. – Прежде всего из-за того, что выдача происходит очень рано. Я живу далеко от этого района города, страшно идти по темноте.

Виктор Андреевич и Любовь Ивановна, супруги:

– То, что встать пришлось пораньше, не страшно: зато прогулялись, подышали свежим утренним воздухом. А вот такого количества народа поначалу испугались. Думали, что придется стоять долго, но девочки-регистраторы молодцы. Видно, что подготовились, работают быстро и слаженно.

Молодой человек лет двадцати, представившийся Александром, брал номерок к стоматологу. О том, что существует электронная запись к врачу, знает. Но, видимо, как и я, зашел на медицинский портал в то время, когда все номерки были разобраны. Какого-то неудовольствия он не выказывал. Произошедшее стало для него небольшим, тут же забытым приключением.

Спросим у специалиста

С вопросами, которые появились после посещения ЦРБ, а также теми, что задали горожане, мы обратились к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе О. Руотцелайнен.

– Выдача номерков по пятницам – это уже исторически сложившаяся процедура для больницы? Рассматривались ли какие-то другие способы?

– Мы не раз думали над тем, какие варианты можем в дальнейшем предложить людям. Но таких, которые бы облегчили жизнь как медикам, так и пациентам, пока не нашли. Пятница – тяжелый день не только для наших посетителей, но и для сотрудников регистратуры. Для медучреждения он удобен, так как составленное расписание начинает действовать с понедельника, первого дня трудовой недели. Люди тоже привыкли. Если перенести выдачу номерков, к примеру, на четверг, то это чревато новыми жалобами. Есть взаимосвязь между нехваткой номерков и дефицитом рабочих кадров по некоторым специальностям.

– Что показала проверка фактов, о которых упоминал посетитель стоматологии? Действительно ли надо брать отдельный номерок для лечения каждого зуба или все-таки его реально получить на приеме у врача?

– Мы поговорили с регистраторами, они отметили: частенько видят одних и тех же людей, которые регулярно записываются к стоматологам в течение определенного периода. Это подтверждает версию читателя. Мы примем меры к устранению подобных нарушений. Если пациенту назначена санация ротовой полости и он намерен ее провести за короткий срок, необходимо выдавать номерки на повторное посещение прямо на приеме.

– Надеюсь, что после появления этого материала количество жителей района, пользующихся интернет-услугами, вырастет. Но ведь не у всех есть дома компьютеры. Возможно ли, чтобы жителей города записывали на прием через медицинский портал в регистратуре поликлиники?

– Нет, для этого все-таки нужно иметь домашний компьютер. Регистраторы могут лишь загружать данные о расписании и наличии свободных номерков. Произвести другие действия, например, зарезервировать кому-нибудь номерок, им не позволит программа.

– Когда система электронной очереди только появилась, услуга записи к врачу наибольшим спросом пользовалась у посетительниц женской консультации. К кому сейчас чаще записываются кондопожане?

– Наиболее востребованы, судя по записям, эндокринологи, стоматологи, гинекологи и терапевты. В соответствии с этим стараемся строить работу электронной регистратуры. Каждый день на две недели вперед вносятся данные о времени, свободном для записи на прием. Количество свободных записей у каждого специалиста разное. Например, у эндокринолога, терапевта, окулиста, хирурга – 5, у отоларинголога, гинеколога больше – 8, а у невролога, кардиолога, наоборот, меньше – 2. Другое дело, что сейчас люди активно пользуются электронной записью: если открытые 14 дней заняли другие пациенты, они отслеживают момент загрузки новых данных (он наступает в 17 часов) и тут же вносят свою фамилию.

– Для тех, кто уже вовсю пользуется электронными услугами, все равно остаются непонятными некоторые вещи. Например, почему напротив фамилий некоторых врачей стоит метка «нет расписания»?

– В каждом случае надо рассматривать ситуацию отдельно. Такую отметку ставят, если человек ушел в отпуск или заболел, от этого и медики не застрахованы. Бывает, в стационаре возникают обстоятельства, требующие, чтобы специалист проводил там больше времени. Если этот врач параллельно ведет прием в поликлинике, то в расписании могут появиться изменения.

Трудовые отношения строятся по-разному. Бывает, что специалист увольняется, но его фамилию не убирают, а дописывают такую формулировку. В этом случае это, конечно, наша недоработка.

– Одна из наших читательниц поделилась своей историей использования медпортала. Она не смогла записать ребенка, проживающего с нею в Кондопоге, на лечение зубов в детскую стоматологическую поликлинику Петрозаводска. Почему такое происходит? Система автоматически приписывает нас к определенному медицинскому учреждению?

– Тут может быть не одна причина. В Карелии есть несколько программных обеспечений по работе с электронной картой. Во многих учреждениях Карелии используют систему «Промед». Для специалистов она удобна быстрым обменом информации. Терапевт, отправив человека на консультацию, например, к онкологу, уже вечером того дня, как прошел прием, может увидеть его результаты: поставленный диагноз и рекомендации. Но эта система действует не во всех больницах и поликлиниках. Например, в поликлиниках № 4 Петрозаводска или ОАО «Кондопога» она другая, и мы не можем обмениваться данными.

Кроме того, действительно, в электронную базу учреждения закладываются данные о жителях того населенного пункта, в котором оно находится. В детской стоматологии это, скорее всего, жители карельской столицы. Поэтому через Интернет записаться нельзя, но можно это сделать по телефону или непосредственно в регистратуре поликлиники.

– То есть в медучреждения Петрозаводска не записаться, от Кондопожской ЦРБ не открепиться?

– Ну почему? В республиканской больнице, например, нет прикрепленного населения, они обслуживают всю республику. Но система, действующая там, не позволяет людям самостоятельно записываться на консультацию. Чтобы сделать это, можно обратиться в кабинет 10 Б с направлением от лечащего врача и страховым полисом.

Петрозаводчане имеют возможность в некоторых учреждениях получить номерок в специальном терминале, наподобие тех, что стоят в Сбербанке. Мы обратились к главному врачу Кондопожской ЦРБ Л. Егоровой с вопросом, предполагается ли установка таких аппаратов у нас? Людмила Владимировна пояснила:

– Подобные терминалы в республике есть только в Детской стоматологической поликлинике и 2-й городской поликлинике, они закупали их самостоятельно. Минздрав два года назад рассматривал вопрос приобретения подобного оборудования централизованно, но из-за дороговизны пока отказался от закупки.

Материал предоставлен районной газетой «Новая Кондопога»

Специальный проект "Районы говорят"