Кондопожский депутат попытался расставить все точки над i в актуальном вопросе: должны ли граждане платить взносы на капремонт региональному оператору?
Недавно мне дали распечатку обращения, которое можно легко найти в соцсетях. Из текста следует, что платить за капремонт в Фонд капремонта необязательно, так как само понятие фонд подразумевает лишь добровольные пожертвования.
Далее идет текст, весьма революционный по своему содержанию: идея взимания денег за капремонт многоквартирных домов (МКД) разделывается под орех. Причем не абы как, а со ссылками на соответствующие нормативные акты. Указаны и статья закона, и номер судебного определения – все честь по чести. При этом из текста вытекает, что приведенные статьи законов и судебные определения якобы расставляют все точки там, где надо, и безоговорочно доказывают, что обязанность собственников квартир платить за капремонт общего имущества МКД никем не установлена.
Собственно говоря, именно эти юридические ссылки и заинтересовали меня с профессиональной точки зрения, побудив провести правовой анализ увиденной интернет-листовки.
Во-первых, если следовать содержанию листовки (буду называть ее так для краткости), то выходит, что Верховным судом РФ принято определение № 57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 г., из которого якобы следует, что платить за капремонт вовсе не обязательно. Мол, не устанавливает оспариваемый закон такой обязанности для собственников.
При этом какой именно закон оспаривается и кем, непонятно. Тут нужно пояснить, что обязанность собственников жилья платить за капремонт установлена ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, и эту статью никто не отменял.
О чем же тогда говорится в листовке? Решил изучить оригинальный текст приведенного определения Верховного суда. Определение в Интернете нашлось, и, как выяснилось, оно действительно касалось системы финансирования капремонта общего имущества в МКД. Но при этом отыскать что-то общее между текстом судебного акта и темой развенчания идеи оплаты счетов за капремонт мне не удалось.
Вкратце: в определении Верховного суда речь идет об оспаривании закона, принятого Белгородской областной думой и касающегося создания и определения целей деятельности местного регионального оператора (организации в системе капремонта далеко не последней). Некий гражданин Б. считает, что этот закон нарушает права собственников жилых помещений в МКД тем, что возлагает на них обязанность по уплате денежных средств за ремонт общего имущества, и решил не понравившийся ему закон оспорить.
Суд отказал в удовлетворении заявленных гражданином Б. требований, указав на то, что белгородский закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливает обязанность собственников помещений МКД по уплате взносов на капремонт.
Вот эту-то фразу составители и впихнули в текст листовки, «с мясом» вырвав из контекста судебного акта, перевернув ее смысл с ног на голову и в итоге сославшись на нее, как на якобы доказывающую безосновательность выставления счетов за капремонт.
Если же прочитать все определение от начала и до конца, то становится ясно, что гражданин Б. просто-напросто кинулся оспаривать нормы не того закона. Как я уже упоминал, обязанность собственника платить за капремонт установлена Жилищным кодексом, являющимся федеральным законом. Но гражданин Б. по непонятной причине начал громить региональный нормативный акт, который издали всего-навсего во исполнение закона федерального. И этот местный закон касался лишь организации деятельности регионального оператора и никаких обязанностей на граждан по оплате чего-либо действительно не возлагал. Об этом суд и сообщил заявителю. Правда, консультировать гражданина Б. по поводу того, что оспаривать-то ему надо было норму ЖК РФ, а не регионального закона, апелляционная инстанция не стала.
Подытожим. Первое. Указанная в листовке цитата из определения суда № 57-АПГ14-2 от 4 июня 2014 г.: «Закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт» приведена малость не к месту. И уж, конечно, никак не доказывает право собственников жилья не оплачивать счета за капремонт.
Второе. В листовке имеются ссылки к ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Суть ссылок такова: раз региональный оператор является некоммерческой организацией, а именно фондом, то и взносы может принимать только на добровольных началах. В целом, на мой взгляд, ссылка верная, во всяком случае по отношению к нашей республике. Дело в том, что на сайте нашего регионального оператора имеется документ (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 8 апреля 2014 г. за основным государственным регистрационным номером 114000000240, учетный номер 1014010143), подтверждающий, что данная некоммерческая организация действительно является фондом.
Полное название – Фонд капитального ремонта Республики Карелия. Ну, а в ч. 1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» сказано про добровольность имущественных взносов в фонды. Тут авторы листовки ничуть не погрешили против истины.
Функции и полномочия учредителя фонда, в соответствии с постановлением правительства РК от 21.03.2014 года № 72-П «О создании специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Республики Карелия», возложены на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК.
Интересно также указать, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Надзор за деятельностью фонда, исполнением принимаемых им решений, использованием средств, а также соблюдением федерального и республиканского законодательства будет осуществлять попечительский совет, действующий на общественных началах.
В его состав, утвержденный распоряжением правительства Республики Карелия, входят первый заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики РК В. Дроздов, председатель Совета Петрозаводского городского округа Г. Боднарчук, депутаты ЗС РК А. Позднякова, Л. Жданова, М. Савин, А. Спиридонова, глава администрации Прионежского муниципального района В. Шкапов и зам. руководителя Государственной жилищной инспекции РК А. Федоричев.
Что же получается? Ссылка на статью 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» приведена верно. В соответствии с ней некоммерческая организация – Фонд капитального ремонта РК – действительно может принимать от собственников жилья добровольные имущественные взносы.
По итогу ситуация складывается любопытная:
- Есть федеральный закон (ЖК РФ), который обязывает собственников жилья уплачивать ежемесячные взносы на капремонт общего имущества в МКД.
- Есть созданная во исполнение этого закона организация, которая может получать эти ежемесячные взносы лишь на добровольных началах.
- Есть собственники жилья, которые всю программу капремонта рассматривают не иначе, как способ выкачивания денег из населения и «добровольно» вносить плату за какие-то туманные перспективы не желают.
- Есть региональный оператор, который желает получить взносы от собственников жилья, не желающих платить их добровольно.
- Есть попечительский совет, действующий на общественных началах (действующие лица, которого однозначно будут меняться с учетом их правового положения: например, депутатов не избрали; госслужащих отправили в отставку и т.п.), который осуществляет контроль за деятельностью фонда, в том числе и за использованием средств. Следовательно, возникают вопросы с надлежащим контролем, так как учредитель фонда не отвечает по его обязательствам.
И есть вопрос, общий для всех россиян: что делать? Если рассматривать ситуацию со взносами на капремонт в целом, то она видится патовой. У одних есть законные основания потребовать уплаты взносов, у других – не менее законное основание ответить, что взнос – дело добровольное.
Судебная практика по взысканию неоплаченных взносов за капремонт еще не сложилась. Чью сторону (регионального оператора или собственников жилья) займут суды, неизвестно.
Вопрос открыт. Однозначного совета — платить или не платить — на сегодняшний день дать невозможно, поскольку в подобной ситуации не то что советы раздавать – впору загадки загадывать: что такое добровольный, но обязательный? (Ответ: взнос за капремонт).
Могу только сказать, что с лозунгом: «Не буду платить за капремонт, поскольку это незаконно!» – я лично повременил бы. Мало ли как обернется.
Право собственников помещений в МКД на денежные средства фонда капремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора.
Одно из решений данного вопроса – реализация этой нормы закона, а именно: думать о создании специализированного счета, то есть жителям дома (в том числе ТСЖ, ЖСК и тому подобных) копить конкретно на свой дом (по отдельности), а не вносить деньги в «общий котел» и ждать, когда в 2000-цатом году до вас дойдет очередь.
Д. Хуопалайнен,
юрист, депутат Кондопожского городского поселения по избирательному округу № 20.
Материал предоставлен районной газетой «Новая Кондопога»