«Пауэрлифтинг у меня в голове 24 часа в сутки»

Педагог, тренер и силач Александр Одинаев считает, что заманить современную молодежь в спортзал можно только тогда, когда сам станешь примером для подражания.

Интересных людей в нашем городе много. И так хочется узнать о них побольше: как нашли свое призвание, довольны ли окружающей действительностью, где находят вдохновение…

Мой собеседник — Александр Хаджаевич Одинаев. Он работает учителем физкультуры в школах д. Авдеево и п. Бочилово. Пользуется популярностью у ребят и взрослых как тренер по пауэрлифтингу спортивного клуба «Титан» на базе Северного колледжа, в 2015 году ему присвоено звание мастера спорта, он неоднократный призер районных, межрегиональных и всероссийских соревнований. Долгое время был заместителем председателя республиканского Молодежного парламента, а затем в палате молодых законодателей при Совете Федерации представлял интересы Карелии. Александр неоднократно награжден благодарственным и письмами Министерства по делам молодежи, физической культуре и спорту за большой личный вклад в воспитание подрастающего поколения, пропаганду здорового образа жизни и популяризацию спорта на территории Карелии.

Александр Одинаев

Фото: «Пудожский вестник»

— Александр, расскажи немного о себе. Где родился, где учился?

— Я родился в Пудожском районе в п. Шалуха. Первое образование получал в нашем ПУ-22, отучился на автомеханика. Во время учебы в училище я организовал занятия в тренажерном зале. Это был ноябрь 2002 года. Начиная с этого момента я начал тренироваться сам и подтягивать студентов на тренировки. Оборудование искали по всему городу, некоторые тренажеры делали сами. Видя мой энтузиазм и запал, Александр Петрович Голованов, директор училища, предложил мне должность руководителя физического воспитания, то есть моей обязанностью было не только вести уроки физкультуры, но и взять на себя всю спортивную внеурочную деятельность. И это было при условии, что я поступаю заочно на факультет физического воспитания. Тогда я на это с легкостью согласился, так как занятия спортом любил и видел перспективы. Сейчас, оглядываясь в прошлое, я не верю, что отработал в училище 10 лет. Только в феврале 2012 года я начал работать в Авдеевской школе. Это моя вторая серьезная работа.

— Считаешь ли ты, что к современной молодежи нужен особый подход?

— Да, безусловно. Если смотреть с педагогической точки зрения, то получается, что моего возраста люди, родившиеся в 80-е — начале 90-х, по большому счету о своих правах-то и не знали, правда? Грубо говоря, дал нам учитель труда подзатыльник — значит, заслужил ты этот подзатыльник. Маме начнешь жаловаться, так она еще добавит. Родители были на стороне учителя. Сейчас все изменилось. Я не знаю, плохо это или хорошо, но это факт, что молодежь очень много знает о своих правах, от этого у них отношение к учебному процессу и к учителю меняется, в то же время они совершенно забывают о своих обязанностях или знают, но игнорируют. Не хочется так по-стариковски говорить, мы еще молоды, но молодежь действительно изменилась. Если мы всю молодость проводили на улице, то сейчас все свободное время ребята проводят в социальных сетях. Если раньше мы бежали после уроков на различные спортивные секции, то сейчас они бегут скорее домой к компьютеру. Живое общение давно заменило общение в Сети. Поэтому главная задача в моем подходе — оторвать их от компьютера или от дурной компании и привести в зал, учить тому, через что сам прошел. Это довольно-таки сложно, потому что больше стало различных соблазнов. Я не знаю, как другие тренеры, но лично я, если вижу человека, который может чего-то добиться именно в нашем виде спорта, то прикладываю немало усилий, чтобы его всем этим увлечь. А порой получается и так: заинтересовал — ну, месяц занимается, два, а потом исчезает. И все напрасно.

— Так как ты все-таки находишь желающих заниматься?

— Личным примером, только личным примером. Когда они видят, сколько у меня медалей и грамот, видят, насколько Александр Хаджаевич силен — они начинают тянуться, упорно заниматься, интерес просыпается, а потом уже и азарт и достижения придают уверенности в том, что а ведь правда — я могу это сделать!

— Почему именно пауэрлифтинг? Как ты начал им заниматься?

— Со дня образования тренажерного зала мы ходили туда и качались, как делают это многие тысячи людей. У нас не стояло цели выступать на соревнованиях. То, чем мы занимались, называется бодибилдинг. Бодибилдинг — это когда спортсмены демонстрируют на сцене свои мускулы. Я прекрасно осознавал, чем мы занимаемся, но в то же время понимал, что никогда не выйду на сцену. Конкурс мужской красоты — не для меня. Как сказал Владимир Турчинский, нормально, когда мужчина хочет быть сильным, и ненормально, когда хочет быть красивым. Потом я узнал, что в соседней Вытегре развивается такой вид спорта, как пауэрлифтинг. Я знакомлюсь с ребятами, которые начали заниматься, и решаю ехать на первые свои соревнования по силовому экстриму. Здесь я занимаю 1-е место, знакомлюсь с Сергеем Геннадьевичем Шуваловым, мастером спорта международного класса, и договариваюсь с ним, что он проведет для нас мастер-класс. Он раскрывает нюансы тренировочного процесса, дает примерные планы тренировок, по которым мы начинаем заниматься. Первый выезд, чтобы посмотреть на других спортсменов и еще чему-то научиться, у нас был в Череповец на чемпионат России. Потом мы стали выезжать на разного уровня соревнования в Вытегру, Костомукшу, Санкт-Петербург.

— Какие успехи есть у тебя и твоих учеников?

— Мои успехи ты можешь увидеть на стене в спортзале. (Честно, я пыталась сосчитать количество грамот и медалей, но это занимает слишком много времени, скажу одно, что стен для регалий в спортзале не хватает, поэтому они лежат внушительной стопкой в тренерской — прим. ред.). Я доволен своей победой на чемпионате России в Санкт-Петербурге и тем, что в первой попытке выполнил норматив мастера спорта. Из учеников я горжусь в первую очередь Артуром Мхитаряном, я считаю, что это мой большой вклад, что он пошел именно по этому пути. Он пришел ко мне в 6-м классе. А сейчас он служит армии в ВДВ и продолжает тренироваться. Для него написана специальная программа тренировок. И есть еще один ученик — Кирилл Бахов, двукратный чемпион России среди юниоров. Наше поколение воспитывалось на примере фильмов, где снимались Сталлоне, Шварценеггер, Ван Дамм. И нам хотелось быть похожими на них — сильными, бесстрашными. Сейчас много разных фильмов снимают, но ребята редко в них видят для себя пример.

— Каким должен быть настоящий тренер?

— Как тренеру, мне интересна личная жизнь моих учеников. Как он спал, что ел, какое настроение у него сегодня. Ведь это напрямую влияет на результат. Если человек пришел тренироваться, значит, у него есть стремление с каждой тренировкой становиться лучше, показывать прогресс. В школе же я заинтересован в том, чтобы ученики усвоили программу, они не обязаны показывать максимальный результат.

— У тебя есть две дочери. Привлекаешь ли ты их к занятиям спортом?

— Да, конечно. Старшая, ей пять лет, занимается танцами. Младшей три года. Дома они музыку включают и уже вдвоем танцы придумывают. Осваиваем лыжи, коньки — все понемногу.

— Много ли времени уделяешь тренировкам?

— Пауэрлифтинг у меня в голове 24 часа в сутки. Серьезно. Я могу сутками говорить о нем и рассказывать. Дышу, можно сказать, штангами, железом.

— Расскажи свой секрет успеха. Жизненный девиз.

— Преданность делу. Я иду к своей цели напролом. Если чувствую, что это мое, то горы сверну. Это мой фанатизм. А девиз — никогда не сдавайся.

— Как к твоим занятиям относится семья? Как поддерживают?

— Семья меня в моем спорте очень поддерживает. Дочки, когда провожают меня на соревнования, всегда просят привезти им кубок или медали. Это для меня сильная мотивация поднимать вес, который я раньше не поднимал. А жена тоже занимается этим видом спорта, ездит на соревнования, выступает, а занимается дома, так как вырваться в зал не всегда есть время.

— Какими чертами характера должен обладать чемпион?

— Родину любить и друзей не предавать. Упорство, целеустремленность, сила воли. Должно быть что-то индивидуальное в человеке, что бы его двигало вперед. Злости в душе не должно быть. Иногда мы идем к определенному результату по полгода. И вот наступает день икс, когда должны совпасть моральное, психологическое и физическое состояния, чтобы поднять максимум. Когда я иду к штанге на соревнованиях, то вокруг себя ничего не вижу и не слышу — только помост и штанга. Ради таких моментов и занимаешься, и живешь.

Материал предоставлен районной газетой «Пудожский вестник»

Специальный проект "Районы говорят"