Вадим Сухарев: «Выбран вектор на уничтожение троллейбусного предприятия»

Сегодня Арбитражный суд Карелии перенес отчет временного управляющего МУП «Городской транспорт», на котором в настоящий момент введена процедура наблюдения.

На заседание пришли в том числе представители СМИ, ожидавшие услышать, как все-таки сейчас в реальности обстоят дела на троллейбусном предприятии. В частности, как сказались на нем рискованные эксперименты со снижением цены на проезд, которые мэрия затеяла, невзирая на начавшуюся процедуру банкротства МУПа.

Однако отчет так и не состоялся из-за того, что до сих пор не проведено необходимое в таких случаях первое собрание кредиторов. На нем, собственно, и должна решаться дальнейшая судьба предприятия-должника, а именно: есть ли у него внятные перспективы финансового оздоровления или же не остается ничего, кроме ликвидации и распродажи имущества для погашения долгов.

Как пояснил временный управляющий Федор Шпет, собрание не удалось провести, поскольку буквально до настоящего момента не был определен основной кредитор.

— Сегодня он установлен, это уполномоченный орган в лице Федеральной налоговой службы, — сообщил Федор Шпет.

От дальнейших комментариев СМИ временный управляющий отказался, сославшись на то, что в его компетенцию входит именно наблюдение, а в финансово-хозяйственную деятельность он вмешиваться не вправе. В итоге по решению Арбитражного суда отчет перенесен на 30 мая.

Высказать свое мнение о ситуации согласился присутствовавший на заседании директор «Городского транспорта» Вадим Сухарев. Напомним, что накануне он выиграл судебное разбирательство у мэрии Петрозаводска , которая распоряжением градоначальницы Галины Ширшиной в конце прошлого года отстранила Сухарева от исполнения обязанностей руководителя МУПа.

Суд признал это решение городской администрации незаконным, а сам Вадим Сухарев не скрывает, с чем, по его мнению, были связаны попытки лишить его должности директора «Городского транспорта».

— С изменением политической ситуации, с приходом новой администрации. Всем понятно, что за Галиной Игоревной Ширшиной стоит, скажем так, определенный бизнесмен, у которого, вероятно, какие-то свои виды на данный транспортный бизнес, — заявил директор МУПа.

Не скрывает Вадим Сухарев и своего отношения к тем экспериментам, которые с подачи мэрии начались над находящимся в стадии банкротства предприятием. Он напомнил, что «Городской транспорт» в свое время сам рассчитал экономически обоснованную стоимость проезда в 27 рублей (согласно промфинплану, это позволяет работать с 5-процентной рентабельностью). При этом предельный тариф, утвержденный Петросоветом, составляет 17 рублей.

Исходя из этого рассчитывалась и сумма, заложенная на субсидии предприятию в городском бюджете, – из расчета, что каждый проданный билет дотируется на 10 рублей. Однако с началом эксперимента со снижением цены дотировать пришлось уже по 17 рублей на каждый билет. И ряд депутатов Петросовета предупреждал: такими темпами заложенные на субсидии «Городскому транспорту» бюджетные средства закончатся очень быстро.

— Если собственник предприятия (муниципалитет в лице мэрии Петрозаводска. – прим. ред.) решает снизить цену на проезд, то и в бюджет должны закладываться соответствующие деньги. А если этих денег, как всем известно, нет, но решение все равно принимается, то это авантюра, — считает Вадим Сухарев.

Последствия уже наглядно проявились. Как известно, на последней сессии депутаты заняли жесткую, но оправданную позицию: вливать немалые для нищего городского бюджета средства в необдуманные и безответственные эксперименты мэрии больше нельзя. Тем более ни горадминистрация, ни поставленный ею вместо отстраненного Вадима Сухарева Андрей Афанасьев так и не предоставили наглядные доказательства того, что снижение цены принесло предприятию хоть какой-то положительный результат. Звучали только общие слова про рост пассажиропотока и выручки.

— Возможно, поэтому депутаты и приняли такое решение. Ведь можно было предоставить отчет за первый квартал, но он не был представлен, слова (Афанасьева. – прим. ред.) не подтверждаются, — добавил Сухарев, уточнив, что, по его информации, за первый квартал «Городской транспорт» сработал в минус.

Что в итоге получилось на данный момент? При экономически обоснованной цене в 27 рублей предприятие продолжает возить пассажиров по 10 рублей, отмечает Вадим Сухарев. В день перевозится 45 тысяч пассажиров – это значит, 800 тысяч рублей убытка ежедневно (в отсутствие дотаций с 1 мая).

— То есть только за шесть дней с начала этого месяца почти 5 миллионов рублей в минус, — отмечает он.

К тому же, считает Вадим Сухарев, было принято неверное решение отказаться от продажи проездных студентам и школьникам, что приносило «Городскому транспорту» еще четыре миллиона рублей ежемесячно.

— Это ведь не только социальная ответственность, но и доход предприятия. На май этих денег уже нет, — пояснил он.

По словам директора, его распоряжения, направленные на стабилизацию ситуации, на данный момент не выполняются: как выразился Вадим Сухарев, из-за того, что вчерашнее решение суда не вступило в законную силу, продолжается «юридическая катавасия».

— О чем я говорил полгода назад, когда вводилась процедура наблюдения? Основная задача руководства предприятия вместе с руководством города — это разработка плана спасения предприятия, а не эксперименты, которые загоняют дальше предприятие в убыток. Если есть в настоящий момент по реестру порядка 60 миллионов долгов, по итогам станет так, что текущие долги перехлестнут эту реестровую задолженность, — сказал Вадим Сухарев.

Журналисты поинтересовались, кому, по его мнению, выгодна такая ситуация.

— Кому выгодно, мне сложно сказать, каким-то силам, интересы могут быть к собственности предприятия. Думаю, в конце концов все это станет ясно. Сейчас же видно то, что был выбран вектор на уничтожение предприятия, — ответил директор.

Между тем возможность вывести МУП из кризиса есть, уверен он.

— Но предлагается опять: давайте вбухаем 150, 170 миллионов рублей на эксперименты. Может, тогда проще было бы администрации города настоять на том, чтобы выделить «Городскому транспорту» те самые 60 миллионов, чтобы погасить задолженность? Но этот вопрос не поднимается, а в эксперименты огромные суммы вкладывать в мэрии готовы. Что же, давайте вбухаем в одно предприятие весь бюджет города. На деле же задача сейчас должна быть одна: руководство предприятия, городская администрация готовят вариант оздоровления МУПа, когда кредиторам предоставляется четкий план, когда и как будут закрыты долги, этот график выполняется, а предприятие тем временем работает в штатном режиме, — добавил Вадим Сухарев.