Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг принимает обращения

С 3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 4.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг предполагает его посредничество в деле рассмотрения имущественных споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Предполагается, что под действие закона подпадут банки, страховые организации, микрофинансовые компании. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. рублей либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

При этом обращаем внимание, что предусматривается поэтапное вступление закона в силу. Первыми под действие закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг попали  страховые организации (по договорам ОСАГО, ДСАГО и иного страхования средств наземного транспорта (КАСКО) – с 1 июня 2019 года, по иным договорам страхования – с 1 ноября 2019 года), с 1 января 2020 года попадут микрофинансовые организации, с 2021 года — кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды.

С 1 июня 2019 года действует новый порядок урегулирования споров потребителей со страховыми организациями.

Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, необходимо уточнить, входит ли финансовая организация в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, либо в  перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

Если финансовая организация включена в реестр или перечень, гражданам необходимо проверить, подлежит ли обращение рассмотрению финансовым уполномоченным.

До направления обращения финансовому уполномоченному гражданину необходимо обратиться с заявлением в финансовую организацию, к которой он имеет претензии.

Заявление может быть направлено в электронной или письменной форме. Финансовая организация обязана рассмотреть заявление и направить  мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки:

— в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, направленного в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного, если со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней;

—  не позднее 30 дней со дня получения заявления в иных случаях.

Обращение финансовому уполномоченному также может быть направлено одним из следующих способов:

— в электронной форме через  личный кабинет  на сайте финансового уполномоченного;

— в письменной форме на бумажном носителе в  адрес  финансового уполномоченного.

В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный обязан рассмотреть и принять по нему решение в следующие сроки:

—  15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если заявитель является потребителем финансовых услуг, т. е. физическим лицом, являющимся стороной договора (либо лицом, в пользу которого заключен договор), которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

или

—  30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если обращение поступило от лица, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

В случае принятия решения об очном рассмотрении обращения финансовый уполномоченный уведомляет об этом потребителя и финансовую организацию и рассмотрение приостанавливается до получения обеими сторонами такого уведомления. Неявка на очное рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Решение финансового уполномоченного доводится до финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия.

Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении.

В случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного в установленный срок финансовый уполномоченный на основании заявления выдаст удостоверение. Граждане вправе обратиться с заявлением о выдаче такого удостоверения в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение.

Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в принудительном порядке.

Финансовым уполномоченным в Российской Федерации решением Центрального банка РФ  назначен Юрий Викторович Воронин.

Контакты финансового уполномоченного: РФ, г. Москва, Старомонетный переулок, д. 3,  тел. 8-800-200-00-10.

Более подробную информацию можно получить на сайте в сети «Интернет» по адресу:  https://finombudsman.ru/.