Убийцы дорог

Лечим — и сразу калечим: так можно описать ситуацию с дорогами в Карелии, да и в любом другом регионе России. Для исправления ситуации власти готовы на непопулярные меры. Появится ли в Карелии второй «Платон», разбирался Максим Алиев.

Кто заплатит за разбитые дороги? Вопрос не праздный, учитывая, что процесс разрушения происходит круглосуточно 365 дней в году. Те, кто участвуют в нем, от постороннего взгляда не прячутся, а подчас даже не подозревают о том, что делают.

По закону, по дорогам, и то не по всем, могут передвигаться грузовики массой до 44 тонн, при этом вес должен быть равномерно распределен на 6 осей. Если осей меньше, то, соответственно, меньше и разрешенная масса.

Созданы эти правила для того, чтобы дорога сохранялась в порядке как можно дольше, однако для части предпринимателей эти ограничения — лишняя заноза. Ведь зачем пускать два раза машину, если она за один раз может увезти не 30, а сразу 50 тонн?

Фото: www.flickr.com

Фото: www.flickr.com

Согласно статистике регионального управления Автодорнадзора, каждый второй грузовик идет с перегрузом. Из 3200 остановленных автомобилей сотрудники управления выявили больше 1600 нарушений параметров веса. И с каждым годом эта цифра растет. За последние 5 лет общий объем грузооборота грузовых автомобилей возрос более чем в 7 раз.

Сумма штрафов превысила 130 миллионов рублей, однако в бюджет поступило только около 50 миллионов рублей. Показательно и распределение этих денег. 47 миллионов ушли в федеральный бюджет, 3 миллиона поступили в местные бюджеты, а региональная казна пополнилась лишь на 760 тысяч рублей.

Такой дисбаланс возник из-за того, что подавляющее число нарушений фиксируется на федеральных дорогах, поэтому и деньги идут в центр. Трассы республиканского значения остаются без надзора и в итоге страдают больше всего. Ведь если на федеральной трассе стоит весовой контроль, куда проще объехать его окольными путями. А то, что со временем эти «окольные пути» превращаются в направления, преподносится как извечная российская проблема.

Каким-то образом нивелировать ущерб от тяжеловесных фур был призван «Платон», который вынудил дальнобойщиков оплачивать каждый километр, пройденный по федеральной трассе. Система заработала еще в конце 2015 года, и тогда же стала очевидна ее обратная сторона. Фуры, пытаясь сэкономить и остаться незамеченными, стали пользоваться региональными дорогами, которые на такой поток и на такие массы совсем не рассчитаны.

Об этой проблеме на минувшем заседании правительства заговорил глава Сортавалы Сергей Крупин.

— Сортавала находится на трассе А-121, по которой движется большое количество тяжеловесных автомобилей. Часть этих автомобилей оказывается и на муниципальных дорогах, которые разрушаются очень быстро, — пожаловался Крупин в ходе заседания.

По словам Виктора Дроздова, компенсировать ущерб от грузовиков можно с помощью весового контроля. Пока — только передвижного. На стационарные дорожные весы в республиканском дорожном фонде денег нет.

Виктор Дроздов. Фото: "Республика"/Николай Смирнов

Виктор Дроздов. Фото: «Республика»/Николай Смирнов

Ответ Дроздова главу Карелии совершенно не устроил.

tOgFx4mH86Y

— И это всё? — спросил Худилайнен у своего подчиненного и, не обращая внимания на Дроздова, обратился к Крупину. — Сергей Владимирович, вы имеете полное право ограничивать грузоподъемность транспорта на ваших муниципальных дорогах. Согласовывайте с ДПС, и пусть те, кто возит блоки и щебень, строят себе свои дороги в объезд населенных пунктов, — заявил глава Карелии и дал поручение ознакомиться с опытом других регионов о взимании платы с грузовиков за движение по региональным дорогам.

В качестве примера дороги, где введение платы будет целесообразным, Александр Худилайнен привел трассу на Рыбреку, состояние которой с каждым годом ухудшается, и причина тому — машины-тяжеловесы.

— Там 5 или 6 карьеров, и другой дороги там нет. Безусловно, надо будет искать источник восстановления этой дороги, которая является направлением, — подытожил Александр Худилайнен.

Глава Карелии дал дорожному комитету время на то, чтобы подготовить предложения и представить их республиканскому правительству, однако законодательных рычагов у региональных властей на данный момент немного.

Законопроект, который бы позволял регионам распространять практику «Платона» на местные дороги, внесло в Госдуму Заксобрание Краснодарского края, но перспективы его принятия весьма туманны.

В Госдуме отметили, что инициатива могла бы представлять интерес, однако есть определенные моменты, которые могут встать на пути законопроекта:

«Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года прямо указал, «что в предстоящие годы налоговые условия для бизнеса меняться не должны». Однако принятие законопроекта очевидным образом увеличит расходы перевозчиков, уже уплачивающих в настоящее время транспортный налог, а также, при покупке топлива, еще и акциз. Это идет вразрез задачам, поставленным президентом Российской Федерации, и неизбежно осложнит всю социально-экономическую ситуацию в регионах», — сообщается в заключении комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Фото: Максим Смирнов

Фото: Максим Смирнов

Правовое управление Госдумы также высказало ряд сомнений в том, что законопроект может работать в представленном виде, поскольку непонятно, кто должен рассматривать административные дела, если хозяин большегруза не будет вносить плату за проезд по региональным дорогам.

«Из текста законопроекта не ясен порядок взимания предполагаемой платы, порядок ведения соответствующих (региональных и муниципальных) баз данных ее плательщиков, а также порядок использования таких баз государственной инспекцией безопасности дорожного движения в целях привлечения к административной ответственности в случае фиксации административного правонарушения», — говорится в тексте заключения по проекту закона.

Одним из наиболее действенных методов контроля за движением по региональным трассам может стать строительство стационарных пунктов весового контроля, тогда или республиканский бюджет будет получать дополнительные поступления, или дороги будут сохраняться дольше в надлежащем состоянии, поскольку по ним прекратится поток «перегруза».

Передвижные посты могут повлиять на ситуацию лишь отчасти. Водители, после того как узнают об установке весового контроля, предпочитают переждать рейд проверяющих. Им выгоднее потерять несколько часов, чем платить штраф. Для юридического лица он может достигать 500 тысяч рублей.

Впрочем, найти деньги на обустройство пунктов контроля в дефицитном бюджете республики будет невероятно трудно. Только один пункт может обойтись в 50 млн рублей. Что, впрочем, не идет ни в какое сравнение с затратами на ежегодный ремонт дорог, страдающих под непосильным грузом.