Строим ГЭС

100 миллионов долларов инвестиций, турбины, внутри которых можно ездить на автомобиле: в преддверии Нового года строители Белопорожских ГЭС подводят промежуточные итоги. «Республика» пообщалась с главным инженером компании «Норд Гидро – Белый Порог» Борисом Сенькиным.

Белопорожские ГЭС

Строительство Белопорожских ГЭС. Фото: ИА "Республика"/ Николай Смирнов.

— Борис Васильевич, строительство Белопорожских ГЭС началось осенью прошлого года. Что удалось сделать за прошедшее время?

— Строительство обеих станций идет строго по графику. Генеральный подрядчик, компания «Карелстроймеханизация» возводит основное здание ГЭС, в частности, проводится необходимая при строительстве таких объектов непрерывная укладка бетона. Дольше всего – 36 часов подряд – укладывали бетонную плиту в основании здания, где будут работать четыре турбины. Сейчас для них уже монтируют гидроагрегаты. Самих рабочих валов еще нет, их делают на заводе в Сызрани. Дело в том, что процесс установки турбин последователен и длится около полугода. Они огромные, внутри на машине можно будет ездить.

Борис Сенькин

Борис Сенькин. Фото: Сергей Юдин

Как еще можно оценить масштаб стройки?

— Строительная площадка занимает огромную площадь, для рабочих выстроен целый городок. Трудятся около двухсот человек линейного персонала, но с началом 2018 года к ним присоединятся новые бригады электриков, монтажников. На пике работ их число будет достигать 400-450 человек. А вместе с сотрудниками компании КСМ, вместе с петербургским коллективом – больше тысячи человек. Русло реки Кемь перекрыто наполовину. Нижняя отметка котлована 51 метр, а верхняя – более 90 метров. Масштабы объектов сейчас особенно заметны. Когда ГЭС построят, будет непонятно, что видимая часть – это всего лишь половина объектов. Еще столько же – внизу.

— По поводу перекрытой реки Кемь. Во время паводка в сентябре этого года жители деревень Юшкозеро и Панозеро жаловались, что из-за строительства ГЭС их затопило. Это так?

— Ничего подобного. Одним из базовых, основополагающих условий всего проекта по строительству Белопорожских малых ГЭС было не допустить подтопления деревень. Вся проектная документация, на основе которой строятся обе станции, прошла проверку со стороны экспертов ФАУ «Главгосэкспертиза России» и АУ РК «Карелгосэкспертиза». Соответственно, все проектные решения, в том числе гидрологический режим работы станций, утверждены экспертизой.

Строительство Белопорожских ГЭС. Фото: пресс-служба "КСМ".

Строительство Белопорожских ГЭС. Фото: пресс-служба КСМ

— Что конкретно это означает?

— Это значит, что проект прошел всесторонние проверки, в частности, с точки зрения безопасности для населения. Например, уровень деревни Панозеро по Балтийской системе высот — 84,5 метра. Наше водохранилище будет находиться на отметке 83 метра. Разница составляет 1,5 метра – от отметки водохранилища до нормального уровня реки у Панозера. И это после ввода ГЭС в эксплуатацию. А сейчас, пока мы еще не заполнили водохранилище, верхний уровень, который мы замеряли в сентябре, в тяжелый паводковый период, составлял 71 метр. То есть сегодня Панозеро выше вообще на 13,5 метра. Строительство станций даже чисто физически не может быть связано с подтоплением Панозера. Виновны в подтоплении сложные паводковые условия этого года.

20 сентября 2017 года специальная комиссия провела проверку по факту подтопления Панозера. Выводы комиссия направила вице-премьеру Оксане Чебуниной:

«20 сентября 2017 года комиссией в составе представителей заказчика-застройщика Белопорожских МГЭС, генерального подрядчика строительства АО «КСМ» и администрации Кривопорожского сельского поселения было проведено обследование акватории р. Кемь в створе строящихся Белопорожских МГЭС.

На момент проверки 20.09.2017 года, подъем уровня воды в р. Кемь в результате заужения русла обусловленного строительством Белопорожских МГЭС составлял 0,83 м., отметка уровня воды в верхнем течении р. Кемь составляла 70,23 м, что на 14 м ниже уровня реки в створе паромной переправы п. Панозеро.

В соответствии с выводами комиссии работы по строительству Белопорожских МГЭС не являются причиной подтопления п. Панозеро. Проект строительства Белопорожских МГЭС, прошедший государственную экспертизу, исключает подтопление п. Панозеро как в период строительства, так и в период эксплуатации».

— Борис Васильевич, какое, на ваш взгляд, экономическое значение строящихся ГЭС для Карелии?
— Приведу конкретный пример. Несколько лет назад «Карельский окатыш» подал заявку в Федеральную сетевую компанию – увеличить потребляемую энергетическую мощность на 50 МВт. Две станции, которые у нас строятся, как раз будут вырабатывать столько же. За счет этого ФСК согласовала им эту заявку. Соответственно, мощность ГОКа вырастает. Это значит, что возрастет отпуск готовой продукции, вырастут прибыли, налоговые отчисления в бюджет, число рабочих мест. Это прямой рост экономики региона. Грубо говоря, если есть энергетика, значит, есть база для развития промышленности. Без энергетики нам остаются рыбалка и охота, грибы-ягоды.

Борис Сенькин

Борис Сенькин. Фото: Сергей Юдин


Строительство Белопорожской ГЭС-1 и Белопорожской ГЭС-2 мощностью 24,9 МВт каждая будут производить 230 миллионов кВт/ч электроэнергии и направлять ее на российский оптовый рынок. На строительство МГЭС работают крупнейшие российские производители турбин (Тяжмаш, Сызрань), электрогенераторов (Русэлпром, Санкт-Петербург) и оборудования для гидроэлектростанций. Общая стоимость проекта составляет 11,8 миллиарда рублей.

Реализация проекта позволит снизить дефицит энергетических мощностей в Карелии, стимулировать развитие предприятий региона.

Инвестором в акционерный капитал проекта выступают Российский фонд прямых инвестиций совместно с иностранными партнерами, компания «Норд Гидро», а также китайская государственная корпорация SINOMЕC.

Проект строительства Белопорожских ГЭС впервые в России профинансирован Новым банком развития, созданным странами БРИКС. Проект включен в федеральную целевую программу «Развитие республики Карелия до 2020 года».