Стратегии и цели

Новый выпуск «Экономики с Евгением Жирнелем» – о том, как в республике внедряются новые инструменты улучшения инвестиционного климата. Агентство стратегических инициатив учит регионы работать с инвесторами. По словам руководителя карельского Минэка, не все здесь зависит только от его подчиненных, поэтому главная задача – начать работать в команде.

– Начнем с того, что один из главных инструментов АСИ – национальный инвестиционный рейтинг. Он составляется ежегодно и измеряет инвестиционную привлекательность регионов по отношению друг к другу. Это важный нюанс: можно приложить массу усилий, но остаться на прежней позиции в рейтинге просто потому, что другие регионы шагнули еще дальше.

Второй момент – рейтинг составляется на основе оценок предпринимательского сообщества. Он объективен. Опрашиваются предприниматели, которые зарегистрировали фирму, которые получали какую-то услугу (например, подключение к электросетям). И они оценивают, насколько им комфортно было получить  эту услугу. Наконец, при составлении рейтинга учитываются статистические данные.

Но сделать рейтинг – это полдела. АСИ организовывала работу по тому, чтобы регионы предпринимали действия для улучшения инвестиционного климата. Для этого Агентство составило так называемый инвестиционный стандарт, основанный на опыте успешных регионов. Этот стандарт на протяжении нескольких лет внедрялся в республике. Насколько успешно – оценивала экспертная группа, в которую вошли представители бизнеса и эксперты.

– Что входит в этот стандарт?

– Создание специализированной организации для привлечения инвестиций (у нас – Корпорация развития); оценка регулирующего развития нормативных актов; каналы связи инвестора с руководством региона, создание инвестиционного портала и ряд других пунктов.

Теперь Агентство стратегических инициатив перешло на следующий этап: внедрение так называемых целевых моделей. Их двенадцать. Это модели, призванные упростить ведение бизнеса, повысить инвестиционную привлекательность. Если раньше регионам говорили: вы, к примеру, должны создать Корпорацию развития, – то сегодня от нас требуют показатели ее эффективности, причем количественные. Мы должны достигнуть конкретных показателей, определяемых для каждого региона отдельно.

Евегний Жирнель

Сложность заключается в том, чтобы организовать командную работу. Взять уже упоминавшееся подключение к сетям. Это не наша сфера ответственности, министерство не может на это повлиять. То же самое – с регистрацией компании: это Налоговая служба, федеральный орган власти. И так далее. Но предпринимателя это не волнует. Он формирует свои представления об инвестиционной привлекательности региона в совокупности, на основании многих факторов, которые зависят от действий различных структур. Мы не имеет права заявить – дескать, мы-то свою услугу предоставили быстро, а вот банк затянул с открытием счета…

– Вы хотите так выстроить работу госаппарата, чтобы задачи решались, а не бросались на полпути с формулировкой «Мы свою работу сделали, а дальше нам неинтересно»?

– Да. Поэтому у нас есть проектный офис, куда входят представители всех ведомств, участвующих в реализации этих целевых моделей. По каждой из них составлена «дорожная карта» – комплекс необходимых мероприятий. И мы ищем точки взаимодействия с нашими партнерами, которые в этой сфере работают.

– И находите?

– Да. Сегодня все понимают, что инвесторы нужны, нужен бизнес, нужны новые предприятия, налогоплательщики. Ни у кого в этом сомнений нет.

Это неправильное отношение, когда люди считают, будто чиновник не заинтересован в результате. Сама система зачастую выстроена так, что работа чиновника не приводит к результату. Например, отсутствие межведомственного взаимодействия. Более того: бывает так, когда свою часть работы все сделали, но в целом задача при этом не выполнена и иногда отдельному чиновнику даже непонятно, что это за задача-то была, какой результат должен быть получен.

– Мы начали разговор с рейтинга АСИ. Можно ли узнать – мы как-то в нем продвинулись?

– Рейтинг оглашается раз в год на Петербургском экономическом форуме. Это произойдет буквально через пару недель.

Системный подход такой: мы должны ставить цель (причем выражать ее в количественных показателях), определять план действий, промежуточные значения. Бывали случаи, когда чиновник отчитывался: «дорожная карта выполнена на 65%». И что? Это значит, что она не выполнена. Или было проведено 200 консультаций. И что? Если вы придете к предпринимателю и начнете рассуждать такими категориями, он вас не поймет. Ему нужен измеримый конечный результат.

И вот здесь мы будем биться – до тех пор, пока предприниматели в анонимных опросах не начнут нам ставить высокие оценки за работу.