Снова за парту

В Карелии стартует образовательная программа «Бизнес класс». Сбербанк и Google будут учить местных коммерсантов обходить подводные камни, переступать через грабли и не изобретать велосипед. В новом выпуске «Экономики с Евгением Жирнелем» руководитель Минэка объясняет, почему на этот курс стоить записаться.

– Сегодня обучение – одна из самых эффективных мер поддержки бизнеса. Предпринимательству у нас в стране не учат. Нет образовательной программы в школах, университетах. И даже если какие-то подобные курсы появляются, то они, как правило, носят поверхностный характер ­– на уровне ликбеза.

Первая волна бизнесменов – из девяностых годов. Они зарабатывали деньги в совершенно других условиях! Абсолютно чистая «поляна», несформировавшийся рынок, нет крупных игроков, приватизация, за счет которой многие и стали предпринимателями… Сейчас принципиально иные условия – настолько, что многие коммерсанты прежней эпохи просто потеряли свой бизнес.

Для примера, в Карелию пришли крупные торговые сети, гипермаркеты, появились моллы. Они поменяли облик рынка торговли. Это не значит, что местные продавцы или местные производители все исчезли, но им пришлось менять формат работы.

Евгений Жирнель. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Евгений Жирнель. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Другой пример – развитие соцсетей. Сегодня бизнесмен может продвинуть свой продукт, почти не вкладываясь в традиционную рекламу. Акции, розыгрыши, вирусная реклама с хэштегами – доходит до того, что пользователи соцсетей сами рекламируют тот или иной товар! Со всем этим нужно уметь работать, но этому очень мало учат.

Поэтому у предпринимателей есть запрос на обучение, и не только у начинающих. В стране сейчас формируется предпринимательская культура непрерывного обучения; правда, Карелия в этой сфере отстает. Многие коммерсанты не понимают, почему они не могут справиться с проблемами, а ответ прост: им не хватает знаний.

При этом у индивидуального предпринимателя на самообразование часто нет ни денег, ни времени. Усилия, затраченные на получение знаний, в такой ситуации возрастают многократно.

И тут на выручку приходят обучающие программы – например, программа «Бизнес класс» от Сбербанка и Google, которые позволяют получать эти знания концентрированно, тут же применять их в своем бизнесе. Причем большая часть занятий проводится онлайн, предпринимателю не надо никуда ехать.

У крупных корпораций гораздо более широкие возможности, доступ к ведущим спикерам, профессиональным бизнес-тренерам. Если индивидуальный предприниматель сам пойдет на тренинг, он может ему обойтись в десятки тысяч рублей – за один семинар! Программа «Бизнес класс» абсолютно бесплатна для участников: дорогой, эксклюзивный продукт получается массовым.

– Карелия — один из сорока регионов, которые попали в эту программу. Почему Сбербанк и Google вообще этим занимаются?

– В этом нет ничего удивительного. Сбербанк – не единственный банк, который реализует учебные программы. Это своего рода бонус для клиента, один из способов «привязать» его к банку. Google же сегодня имеет множество сервисов, которыми в том числе пользуются и бизнесмены.

– Кто может к присоединиться к «Бизнес классу»?

Накануне мы официально представили эту программу, на презентацию пришли сорок человек. Это, конечно, далеко не все, кто захочет принять в ней участие. Она может быть интересна любому бизнесу – начиная с самого мелкого и заканчивая крупным. Программа начинается в августе и будет идти в течение нескольких месяцев. Зарегистрироваться для участия можно на сайте business-class.pro.

– Это ведь не единственная образовательная программа для предпринимателей?

– Да, обучением в сфере предпринимательства занимаются несколько карельских министерств, а также ПетрГУ. Есть Центр поддержки предпринимательства, есть Бизнес-инкубатор.

– Насколько полезны эти учебные курсы? Сейчас есть сотни, тысячи предложений от людей, которые просто купили дорогой костюм, прочитали книжку по маркетингу и сразу стали учить других бизнесу. Как вообще отличить хорошего эксперта от плохого?

– Важно понимать, что хороший бизнесмен – не всегда хороший наставник, особенно если он достиг успеха в какой-то одной сфере. Часто бывает так, что человек построил успешный бизнес, но он привязан к конкретной территории, конкретному времени, особенностям сферы деятельности и так далее. Его опыт может не сработать в других условиях.

И сегодня очень часто бизнесу учат люди, занимающиеся консалтингом. Это нормально. Человек применяет свой опыт и свои знания в десятках различных компаниях, помогает решать конкретные задачи на различных площадках, и мы можем проверить, работают ли его методы.

При этом нужно понимать, что, например, эксперт в сфере управления персоналом может ничего не понимать в финансовом менеджменте. Есть, конечно, и общие для всех нюансы. К примеру, концепция бережливого производства родилась в автомобильной промышленности – и распространилась на самые разные сферы. Любой бизнес стремится развиваться, искать новые каналы сбыта. И все предприниматели решают в целом одинаковые задачи, хоть и в разном масштабе – как организовать продажи, где найти клиентов, как сформулировать коммерческое предложение и т. п. Именно этому мы и предлагаем учиться в «Бизнес классе».